• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Философская антропология» как взращивание в себе любви к творчеству и искусству мысли

Выпускник философской магистратуры Роман Попов рассказывает об обучении на программе

«Философская антропология» как взращивание в себе любви к творчеству и искусству мысли

Мой путь в философию пролегал через множество запутанных неторных троп. Когда уже в старшей школе нужно было начинать задумываться над получением высшего образования, я начал открывать в себе самом «любовь» ко всему, что обычно называется гуманитарным. Тогда я выбирал между множеством направлений в различных вузах, рассматривал даже факультеты ВГИКа и ПСТГУ, но в конечном итоге тогда в 2018 году я нашел компромиссное решение и поступил на бакалаврскую программу «Культурология» Вышки, которую я впоследствии с отличием окончил в 2022 году. С самого первого курса культурологии я начал свой медленный поворот на неторную тропу философии, так как я начал работать с не совсем типичными для культурологии вопросами. Специфика программы позволяла заниматься темами, которые стоят на стыке философии и культуры. Обычно этот стык, как не парадоксально, называют философией культуры и уже на 3 курсе я понял, что это направление является моим главным академическим интересом. Осознав это, мне стало ясно, что мой дальнейший путь уже должен быть прямо связан с философией. Выиграв на 4 курсе олимпиаду «Высшая лига» по треку «Философия» я без вступительных экзаменов поступил на магистерскую программу «Философская антропология».

Философы, как известно, всегда хотели объяснить мир, но это лишь только полпути. После объяснения должно следовать изменение самого мира, которое ярче всего проявляется в динамике культурной жизни. Примерно так я для себя сформулировал цель философии культуры, которая, как я уже говорил, стала для меня основным академическим полем. Конечно, с моим утверждением могут не согласиться мои коллеги или абитуриенты, ведь каждый студент поступивший на «Философскую антропологию» приходит со своим бэкграундом и исследовательскими интересами, которые, возможно, находятся в немного другом междисциплинарном поле, скажем, на стыке философии и политологии, философии и лингвистики, философии и социологии, философии и психологии. Заметным преимуществом магистерской программы является ее умение весьма эффективно объединять под одной «крышей» разнородный состав молодых мыслителей. Однако всех нас – не только студентов, но еще и преподавателей – всегда объединяло две вещи. Во-первых, это нацеленность на конечный качественный результат, коим выступают, например, осмысленная философская дискуссия на семинарах; чтение в качестве домашнего задания философского текста, который хочется прочитать не потому что надо, а потому что искренне интересно и хочется осмыслить его ключевые идеи и тезисы; итогового эссе в конце модуля по той или иной дисциплине, которое следует написать так, чтобы его потом можно было бы превратить в статью или в тезисы для доклада на конференции; и конечно же курсовая работа и ВКР, написание которых становится интересным интеллектуальным вызовом. В общем не для оценок или диплома, а для философских знаний и осмысленного понимания мы учимся здесь! Во-вторых, нас объединяет то, о чем я вскользь высказался в самом начале своего текста, когда сказал о «любви» ко всему гуманитарному. Но что такое «любовь», которая взята в кавычки? Это и есть философия в своем первозданном смысле, то есть постоянно движущаяся мысль, которая динамически стремится к познанию. Изначально древнегреческое слово φιλοσοφία обозначало «любовь к мудрости». Сейчас, как мне видится, окружающая нас действительность заметно усложнилась и поэтому философию уже можно определять не только как любовь к мудрости, но просто как любовь к…. К чему конкретно? В принципе ко всему, что нас окружает, ко всему что существует, так как философ это не тот кто обладает всем, а тот кто только стремится ко всему и никогда не сумеет его окончательно заполучить или даже завоевать, так как это противоречило бы сути любви. Поэтому философский смысл магистерской программы «Философская антропология», заключается в том, что студенты обучаются культивированию в себе любви к творчеству и свободной мысли.

Больше всего радуют читаемые на программе курсы и дисциплины. Это не банальная история философии от досократиков до французских постструктуралистов, а хорошо проработанные методические программы, которые нацелены на «медленное» и «глубокое» изучение отдельных философских кейсов, например проблемы языка в философии раннего Нового времени (курс Н.А. Осминской) или творческого наследия двух величайших русских мыслителей Н.А. Бердяева и С.Л. Франка (курс О.А. Жуковой). Кроме того некоторые дисциплины являются сугубо авторскими, как например курс А.А. Глухова о двух типах философской речи и философской ясности. Таким образом, процесс обучения выстроен так, что за два года студенты ознакомятся с максимально широким охватом отдельных философских проблем и тем, начиная от загадок диалогов Платона и заканчивая вопросами современной аналитической философии сознания. Такая выборка и разнообразие позволяют любому студенту быстро погружаться в философию, даже если для него это абсолютно новая среда.

Для меня магистерская программа «Философская антропология» стала ключевым этапом моего становления как исследователя и философа культуры. Здесь я познакомился с замечательными преподавателями и одногруппниками, которых за два года обучения смело могу назвать своими друзьями и коллегами. Конечно, для каждого студента «Философская антропология» станет чем-то особенным и уникальным, каждый сам для себя выработает свою любовь к…. В любом случае это будут два очень насыщенных года, во время которых у вас будут возможности себя интеллектуально проявить. Если вы выпускник смежного гуманитарного или социального бакалаврского направления (как автор этих строк), то в магистратуре по философии вы освоите знание, на котором, фактически, строится фундамент этих смежных наук. Если вы выпускник иной программы, то за два года обучения вам удастся освоить философский базис. А что делать после? В большинстве случаев «Философская антропология» становится плацдармом для дальнейшего рывка к осознанному выбору академической карьеры профессионального философа-ученого, которая прямо начинается в философской аспирантуре.

Роман Попов, выпускник магистерской программы “Философская антропология”, стажер-исследователь Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального  диалога

 

 https://www.hse.ru/org/persons/225570046