• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Так я вернулась в свое «политологическое» русло»

Марина Древаль, выпускница программы «Прикладная политология» 2017 года, рассказывает о своем студенческом опыте в НИУ ВШЭ и о карьерных возможностях.

 

— Марина, расскажи, пожалуйста, о себе.

— Мне 24 года,  в прошлом году я окончила магистратуру факультета социальных наук Высшей школы экономики, программу «Прикладная политология». В Вышке я училась шесть лет: четыре года бакалавриата и два года магистратуры. Работала где-то с третьего курса. Начинала работать в Лаборатории политических  исследований НИУ ВШЭ. Это, собственно, был мой первый опыт работы и первый опыт научных исследований. Потом работала в компании «Tiens», это маркетинговые исследования, хотелось какой-то первой full-time работы, чего-то серьезного, поэтому я пошла в эту компанию. На самом деле, меня очень спасло то, что я училась в Вышке, и  сам «бренд» ВШЭ мне очень помог в получении работы. В Евразийской экономической комиссии я работаю полтора года, с июля 2016 года. Туда я пришла в конце первого курса магистратуры на должность главного специалиста, сейчас я работаю консультантом в отделе аналитического сопровождения при председателе комиссии.

— Почему ты выбрала для себя политологию, почему именно это направление?

— На самом деле, это смешная история, знакомая, наверное, всем выпускникам школ, или, по крайней мере, тем, кто поступает в Вышку. У меня было второе место во всероссийской олимпиаде по основам православной культуры. Тогда был первый год, когда она приравнивалась к истории. Соответственно, олимпиада по истории открывала возможность поступления без экзаменов в ряд вузов.  Я поступила в МГУ на политологию, в Вышке у меня было несколько факультетов на выбор, также я поступала в СПБГУ и РГГУ. Как я остановилась на Вышке: изначально мы с родителями поехали поступать в МГУ, походили по коридорам, послушали студентов, отстояли огромные очереди. Когда мы пришли в Вышку, это оказался единственный университет из тех, в которых мы были, где была электронная очередь, где было все по-человечески организованно, где не нужно было стоять с родителями полдня на жаре и т.д. Родители мне сказали: «Если они приемную кампанию могут так организовать, то, значит, надо сюда поступать».

— Расскажи о своей работе,  ты работаешь в Евразийской комиссии, как ты попала в эту организацию?

— Попала я туда следующим образом: я работала в Лаборатории политических исследований ВШЭ какое-то время, где-то с 2013 по 2016 год. Периодически там появлялись предложения о стажировках, так я побывала в Праге, Берлине, стажировалась в «Лукойле», там же было предложение от Евразийской экономической комиссии, была сложная процедура отбора, длившаяся полгода. Я прошла несколько собеседований от уровня моего отдела до высшего руководства, после чего меня взяли на испытательный срок, по истечению которого перевели в штат.

— Чем ты конкретно занимаешься?

— Чем мы непосредственно занимаемся в отделе аналитического сопровождения, — мы готовим председателю материалы к встречам. Если это встреча с послом какого-то государства, соответственно, готовится социально-экономическая статистика. В принципе, в Вышке нам давали достаточно подготовки, как минимум три курса экономики в течение одного бакалавриата, это более чем достаточно для политолога, чтобы готовить такого рода данные. Моей подготовки, полученной за время учебы, вполне хватает, чтобы на уровне выполнять должностные обязанности.

— Помимо практических навыков, тот опыт, который ты получила за время учебы, как-то помогает тебе в жизни?

— По сути, я работаю по специальности. На самом деле, когда мы поступали в бакалавриат, нас было 145 человек, а заканчивало 79. Большая часть из нас вообще не верила в то, что мы будем работать по специальности. Когда я работала в Лаборатории политических исследований, поначалу я получала какие-то небольшие деньги, и у меня складывалось впечатление, что если я останусь в специальности, то как-то так оно примерно и будет. И в какой-то момент я решила поменять профиль, уйти в маркетинговые исследования, для меня это тогда было дико интересно. Это был в своем роде вызов, потому что все говорили:  «Ты по специальности не социолог, тебе никто не возьмет, тем более в такие крупные компании как  COMCON Reserch, GFK, TNS». Из COMCON теперь периодически звонят, раз в полгода, в GFK и в TNS мне дали практически одновременно job offer. В TNS, правда, я проходила бесплатную стажировку, во время которой мне говорили, что с политологическим образованием не могут ничего обещать, но постараются взять. И спустя месяц они не взяли нескольких социологов, но взяли меня. Там я проработала полгода, естественно это требовало больше времени, чем в лаборатории. По четырнадцать часов работы в день, постоянные командировки, и при этом ты еще ведешь документооборот, ведешь CRM и еще какие-то проекты, и все это на позиции ассистента,— это было очень тяжело.

И вот, у меня появилась возможность вернуться работать по специальности в международную организацию. Сначала я подумала, что это не совсем реально, но я сходила на несколько собеседований, и, честно говоря, мне там предложили конкурентную зарплату, сразу в два раза больше, чем я получала на прежней работе. Так я вернулась в свое политологическое русло.

— У тебя есть научные публикации, не задумывалась ли ты продолжить академический трек?

— Да, честно говоря, желание есть не то что бы совсем вернуться в академическую среду, но заниматься исследованиями параллельно с работой. Такой вариант позволил бы работать с темами, которые мне нравятся. Например, в студенческие годы я занималась Северным Кавказом. Приходилось искать дополнительную информацию самостоятельно, и здесь сильно помог проект университета международных отношений в Осло, который проводил трехгодичный проект по исследованию Северного Кавказа, они тогда очень помогли с экспертами, с материалами исследований, с литературой, была возможность съездить на десять дней в Осло. Без «вышкинской» подготовки там бы было сложно интегрироваться в такой проект. Были высокие требования к языку, более высокие академические требования к исследованиям.

— Сегодня ты сложившийся, успешный специалист, что бы ты посоветовала из своего опыта тем ребятам, которые только встали на путь изучения политической науки?

Во-первых,  не ждать конца обучения, чтобы начать работать. Это, наверное, самый главный совет. Во-вторых, не придавать  большого значения рейтингу, потому что в итоге никто этого не вспомнит. Ну и в-третьих, использовать вышкинские возможности по академическим исследованиям и международному взаимодействию, возможности стажировок. Честно говоря, я побоялась уехать в Европу на полгода. Сначала я, в какой-то степени, стеснялась своего языка, потом не хотелось оставлять работу, каждый раз откладывала эту возможность, боялась, что это будет дорого. Сейчас я понимаю, что нужно было не сомневаться, а ехать, потому что, оглядываясь на другие университеты, мало у кого такие возможности есть. И, тем не менее, мне удалось съездить в Чехию, Германию, Норвегию, поучаствовать в международных исследованиях, конференциях, это был большой опыт для меня. Советую нашим студентам не бояться и пользоваться возможностью международных обменов.