Корпоративная культура в стиле «коучинг»
Доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования, Вице-президент по персоналу «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНКа» - Ася Лейкина - делится опытом построения корпоративной культуры в стиле «коучинг».
Одним из устойчивых трендов в области обучения и развития персонала в России становится развитие нового поколения лидеров. Если для начинающих менеджеров необходим тренинг, формирующий навыки по управлению командой и позволяющий освоить новую организационную роль, то для развития лидерства одним из наиболее востребованных инструментом является коучинг. Внедрение нового стиля в менеджменте сегодня практикуют многие крупные компании. Однако к тому, чтобы максимально развить эту стратегию и сделать коучинг стилем корпоративной культуры, приходят единицы. Среди них – КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК.
Встреча с коучем помогает достичь ясности относительно своих жизненных, стратегических и карьерных целей. Во многих компаниях коучинг также входит в перечень наиболее эффективных инструментов руководителей, потому что позволяет не только качественно решать краткосрочные цели, но и развивать сотрудников и команды, повышая осознанность, доверие и ответственность.
В КРЕДИТ ЕВРОПА БАНКе внедрение коучинга началось в 2012 году. Запуская проект, мы ориентировались как на топ-менеджмент, так и на весь коллектив в целом. Для руководителей тренинг проводила ведущий международный эксперт Марша Рейнольдс.
Пройдя обучение, ведущие менеджеры, в свою очередь, сами стали корпоративными коучами для своих подчиненных. В бизнес подразделениях были выделены отдельные специалисты, которые обслуживают только сотрудников своего направления. Кроме того, в Москве и регионах существуют универсальные коучи из числа сотрудников HR-дирекции. Они могут провести сессию с сотрудником любого подразделения. Таким образом, у нас выстроена вертикальная структура коучинга, которая помогает специалисту каждого звена решать задачи в рамках своих полномочий.
Мы были готовы к тому, что не все с легкостью воспримут коучинг. Безусловно, этот метод требует определенной внутренней зрелости от сотрудника. Часто от коуча ждали советов, практических рекомендаций или просто сопереживания. Приходилось объяснять, что основная ценность метода состоит в осмысленном целеполагании. При этом ответственность коуча относится исключительно к организации процесса, а ответственность за процесс выполнения плана и собственный результат сотрудник берет на себя.
Сегодня можно говорить о постепенном преодолении страха коллектива перед коучингом. Благодаря информации в корпоративной газете и периодических рассылках, которые осуществляет HR, сотрудники Банка начинают понимать достоинства коучинга, многие увидели эффект на практике. Если в начале запуска проекта на сессию в основном записывались новаторы, которые стремились первыми опробовать новый способ развития, то в данный момент целевую аудиторию внутренних коучей составляют зрелые и ориентированные на личный и профессиональный рост сотрудники. Особенно приятно, что проект успешно работает в регионах. В ряде представительств у коучей очень высокая востребованность, иногда даже создается очередь заявок.
Анализируя проделанную работу, мы выделили наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сотрудники КРЕДИТ ЕВРОПА БАНКа обращаются к коучам. Большая часть запросов касается повышения личной эффективности на текущем месте. Это говорит о высокой готовности наших сотрудников к развитию, искреннем интересе и стремлении делать свою работу максимально эффективно, устраняя все препятствия на пути к истинному профессионализму.
В последнее время HR получает вопросы, как можно обучиться коучингу? В 2014 году мы планируем увеличить количество внутренних коучей. Также, ведущие тренеры Управления Центр обучения приступили к разработке новой тренинговой программы для руководителей, позволяющей овладеть коучинговыми инструментами.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа