• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Статья-дискуссия «Коучинг: кто и зачем приходит в эту профессию»

При обсуждении статьи «Вопрос дорогого стоит» (Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", №12 (304), 10.12.2010,http://www.kommersant.ru/doc/1553345) состоялась интересная дискуссия слушателей Магистерской программы о том, кто и зачем приходит в коучинг, как профессию.

Автор статьи утвержает, что «в коучинг идут две категории людей. Это либо топ-менеджеры, желающие решить собственные проблемы, либо психологи, которые устали работать с больными людьми".

Андрей Владимирович Россохин: Итак, следуя этой формуле, в профессию коучинг идут только неудачники. 
Первые не способны эффективно карьерно развиваться и становиться лидерами в бизнесе, поэтому они уходят в коучинг, где, как им кажется, они смогут немедленно стать лидерами и, чтобы ни говорилось о «технике вопросов», учить других жить, работать, получать прибыль, быть эффективными и т. п. И это ясно видно из приведенных описаний стилей работы десяти бизнес-коучей.

Вторые в какой-то момент начинают понимать, что работа с другим человеком – не легкое дело, и оказываются неспособными развиваться и уходят в коучинг, полагая, что это гораздо более легкая работа, которая принесет им больше денег и нарциссических дивидендов.

Итак, в коучинг идут люди, которые оказались неудачниками в своей непосредственной профессии (в бизнесе, в управлении, в психологии или любой другой профессии) и ищут более легких путей зарабатывания денег и компенсации своей нарциссической уязвленности? Так ли это?

В значительной мере, да и поэтому мы имеем сейчас то, что имеем. Но, к счастью, это касается не всех коучей, а только тех, кто использует эту профессию как защитный механизм, дающий нарциссическую компенсацию и ощущение собственной значимости, позволяющий избежать трудностей в профессиональном развитии, как легкий путь адаптации, избегания развития, изменений, профессионализации.

Из двух перечисленных групп, первая — топ-менеджеры, осознавшие свои собственные проблемы, на мой взгляд — одна из наиболее перспективных групп для профессионального коучинга. Их интерес к психологии сначала может идти от прагматического желания решить свои проблемы, затем он углубляется и расширяется и в какой-то момент становится смыслом жизни и работы. Из таких топ-менеджеров получаются самые профессиональные и успешные бизнес-коучи.

А как Вы думаете психологи, психотерапевты, психоаналитики приходят в свою профессию? На самом деле через то же самое — через осознание своих проблем и внутренних конфликтов и желание их разрешить. Но профессионалами из них становятся только те, кто не ищет легких путей и не убегает от трудностей.

Вторая группа — психологи, уставшие работать с больными людьми (как, например, одна из десяти коучей, заявившая, что никогда не возьмет в коучинг «психически больного человека») - это и есть, на мой взгляд, наиболее ригидная часть сообщества. Они исходят из того, что быть коучем легче, чем быть психологом. Так, как если бы, коуч работал не с человеком и не со сложными бизнес-организациями, а с чем-то намного более простым и ясным.

В реальности, чтобы быть профессиональным коучем необходимо обладать не меньшим, а значительно большим набором компетенций. Чтобы быть способным эффективно работать с человеком в бизнесе (не говоря уже об организациях) недостаточно быть хорошим, не боящимся работать с человеком психологом, нужны знания бизнеса, нужно быть способным понимать язык клиента, хорошо понимать его внутренние реалии. Но, на мой взгляд, нам не нужно просто «быть одной крови» или «говорить на одном языке» с менеджерами, иначе мы просто и есть менеджеры. Это как с клиентом на первой встрече. Если мы не способны говорить на его языке — Встречи не состоится. Но если мы говорим на его языке — Встречи также не будет, так как в кабинете будут два клиента. Нужно говорить на языке клиента, не теряя своего и осторожно его используя. 
Если в результате работы клиент начнет говорить на нашем языке — нельзя придумать более негативного исхода. Смысл работы в том, чтобы он получил возможность встретиться с другим языком (другой кровью) и благодаря этой встрече развил свой собственный язык.

Каждый приходит в бизнес-консультирование по своей дороге. Топ-менеджеры через интерес к психологии, психологи через интерес к бизнесу, представители других профессий через интерес к человеку в бизнесе. Не так важно откуда кто пришел. Гораздо важнее, зачем ему эта профессия. Использует ли он ее как защитный механизм, исключительно как средство для самоутверждения, как легкий путь жизни и профессии. Или она становится для него смыслом жизни, ему действительно интересно, ему действительно иногда трудно и тяжело, он действительно получает от своей работы глубинное личностное наслаждение — тогда он — развивающийся Лидер, действительно способный помочь другим Лидерам.

У каждого человека, входящего в профессию есть свобода выбора - идентифицироваться: с "доктором, нянькой, спарринг-партнером, ментором-наставником и даже дорогостоящим "собеседником по вызову"" (цитата из статьи), или выбрать более сложный путь - развивать свое профессиональное Я и выходить на качественно другой уровень профессии и самоуважения.

И последнее, о «психически больных людях». У каждого из нас есть свои внутренние конфликты и проблемы. Каждый чем-то немного психически болен. Не бывает идеально здоровых людей, нет никакой абсолютной нормы. Есть — относительно здоровый человек. Это человек с достаточно хорошо функционирующим невротическим уровнем, когда его неврозы не мешают ему развиваться, жить и работать с наслаждением. Если кто-то боится работать с «больными людьми», то я абсолютно убежден, что ему нужно уходить не только из психологии, но и из коучинга. Так как это означает, что такой «специалист» боится работать с Человеком.

Антон Курилович: говорить о соотношении коучинга и психоанализа можно также, как и о соотношении поведенческой терапии/тренинга и глубинной терапии (психоанализ, гештальт, экзистенциальный подход, логотерапия и т.д.) Если клиент хочет быстрых (часто внешних) изменений, то ему подойдет и коучинг, и различные тренинги личностного роста, но если клиент задумывается о более глубоких причинах своего состояния, этот подход не очень работает. И тогда различные корпоративные коучинг-тренинги, оплаченные Компанией можно сравнить с клубной картой в хороший спорт-клуб, с неплохими тренерами и выстроенным конвеером, вместо восхождения в горы и погружения в глубину. Безусловно, каждый сам выбирает свой путь, но главное это встреча Человека с Человеком.

Екатерина Шаповалова: вопрос еще в том, что на текущий момент на рынке коучинговых услуг у клиентов создается ошибочное впечатление, что многие проблемы решаются легко и быстро. И у клиента порой совершенно нет понимания, из какой «глубины» его психики «растут» проблемы. И вопрос не только в том, на сколько сам человек понимает, на какой глубине искать ответ, а в том, что он может и ошибаться на этот счет, но професиональный коуч дойдет с ним до нужной «глубины», и этот вопрос для самого человека прояснится.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"