Коучинг в банке. Интервью Аси Лейкиной журналу "Управление персоналом"
Ася Лейкина, вице-президент по персоналу Кредит Европа Банка, доцент и мастер-супервизор Магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» Высшей школы экономики, Executive и бизнес коуч, психоаналитический консультант, психолог
Одним из устойчивых трендов в области обучения и развития персонала в России становится развитие нового поколения лидеров. Если для начинающих менеджеров необходим тренинг, формирующий навыки по управлению командой и позволяющий освоить новую организационную роль, то для развития лидерства одним из наиболее востребованных инструментом является коучинг. Внедрение нового стиля в менеджменте сегодня практикуют многие крупные компании. Однако к тому, чтобы максимально развить эту стратегию и сделать коучинг стилем корпоративной культуры, приходят единицы. Среди них – Кредит Европа Банк.
"Управление персоналом": Расскажите, как Вы познакомились с коучингом?
Ася Лейкина: Первая встреча произошла в 2000 году, когда я работала директором по персоналу в глобальной компании. Штаб-квартира организовала тренинг, который был направлен на внедрение новой модели корпоративной культуры, базирующейся на коучинге, после чего я инициировала процесс в российской дочерней компании. С тех пор я и занимаюсь корпоративным и Executive бизнес коучингом. Через два года в Россию приехал один из родоначальников коучинга сэр Джон Уитмор, с него началось обучение коучингу в России. Я, конечно, была в первых рядах обучающихся. Затем в течении многих лет продолжала учиться коучингу и у зарубежных, и у наших флагманов профессии, среди которых могу назвать Маршу Рейнолдс, Светлану Чумакову, Леонида Кроля. Наиболее системное обучение коучингу я прошла, безусловно, на Магистерской Программе НИУ ВШЭ «Психоанализ и бизнес-консультирование» под руководством проф. А.В. Россохина, а научным руководителем является основоположник направления психоаналитического коучинга Манфред Кетс де Врис. Сейчас я преподаю на Магистерской Программе, веду супервизии коучинговой практики магистрантов.
Почему Вы решили внедрять коучинг в своей компании?
Встреча с бизнес-коучем помогает достичь ясности относительно своих жизненных, стратегических и карьерных целей. Во многих компаниях коучинг также входит в перечень наиболее эффективных инструментов руководителей, потому что позволяет не только качественно решать краткосрочные цели, но и развивать сотрудников и команды, повышая осознанность, доверие и ответственность. Сейчас мы приближаемся к подходу, что для повышения эффективности сотрудников необходимо лучше понимать себя, возможности своего внутреннего лидерства. Развивая личность сотрудников, мы оказываем прямое влияние на развитие возможностей организации в целом. Стоит отметить, что в условиях снижения издержек, коучинг становится одним из наиболее эффективных и востребованных методов развития сотрудников компании, при условии создания в компании института внутренних коучей.
Как Вы внедряли коучинг и с какими сложностями столкнулись в процессе?
В Кредит Европа Банке внедрение коучинга началось в конце 2012 года. Запуская проект, мы ориентировались как на топ-менеджмент, так и на весь коллектив в целом. Для руководителей высшего звена обучение проводила ведущий международный эксперт Марша Рейнольдс, первые коуч сессии вел проф. А.В. Россохин. Пройдя обучение, ведущие менеджеры, в свою очередь, сами стали корпоративными коучами для своих подчиненных. В бизнес подразделениях были выделены отдельные специалисты, которые представляют коучинговую поддержку только сотрудников своего направления. Также в Москве и регионах существуют универсальные коучи из числа сотрудников HR-дирекции. Они могут провести сессию с сотрудником любого подразделения. Я являюсь внутренним коучем для наших топ менеджеров и руководителей «минус 1» уровня. Кроме того, для всех менеджеров среднего звена были проведены тренинги по коучингу как одному из инструментов управления командой. Таким образом, у нас выстроена вертикальная и горизонтальная структура коучинга, которая помогает специалисту каждого звена решать задачи в рамках своих полномочий.
Как Вы выбирали претендентов для обучения коучингу?
Мы рассматривали кандидатов среди менеджеров среднего звена из всех подразделений Банка. Проведя установочную встречу, мы рассказали о подходе и его возможностях и требованиях к личности коуча, провели небольшую демонстрацию. Сотрудники, которые проявили заинтересованность, прошли интенсивное обучение в одной из ведущих российских школ коучинга.
Как можно обратиться к корпоративному коучу?
Мы учли, что сотрудники не всегда готовы обратиться с запросом к своему непосредственному руководителю, поэтому расписание всех внутренних коучей доступно для любого сотрудника компании. Он может подать заявку на коучинговую сессию через Интранет и провести сессию очно или удаленно, с помощью телеконференции. Сегодня можно говорить о постепенном преодолении страха коллектива перед коучингом. Благодаря систематической информации в корпоративной газете и периодических рассылках, которые осуществляет HR, сотрудники Банка начинают понимать достоинства коучинга, многие увидели эффект на практике. Если в начале запуска проекта на сессию в основном записывались новаторы, которые стремились первыми опробовать новый способ развития, то в данный момент целевую аудиторию внутренних коучей составляют зрелые и ориентированные на личный и профессиональный рост сотрудники. Особенно приятно, что проект успешно работает в регионах. В ряде представительств у коучей очень высокая востребованность, иногда даже создается очередь заявок.
С какими сложностями столкнулись на этапе внедрения?
Мы были готовы к тому, что не все с легкостью воспримут коучинг. Безусловно, этот метод требует определенной внутренней зрелости от сотрудника. Часто от коуча ждали советов, практических рекомендаций или просто сопереживания. Приходилось объяснять, что основная ценность метода состоит в осмысленном целеполагании. При этом ответственность коуча относится исключительно к организации процесса, а ответственность за процесс выполнения плана и собственный результат сотрудник берет на себя. Учитывая наш опыт внедрения, мы настоятельно рекомендуем обеспечить непрерывное посттренинговое сопровождение для внутренних коучей. Это могут быть супервизии опытных коллег, мастерские, сессии разбора сложных ситуаций в работе и т.д. Любые изменения сталкиваются с силой инерции, особенно если речь идет о пересмотре базовых установок по отношению к стилю управления людьми. Для руководителей, привыкших к директивному стилю управления или склонных к микро-менеджменту, освоение коучинга может представлять определенную сложность. В таких случаях рекомендуется движение маленькими шагами, фиксируя каждый успешный случай взаимодействия с подчиненными. Преодолев инерцию привычных моделей поведения, компания может приобрести значительно больше, чем просто набор моделей и подходов к управлению. Коучинговая корпоративная культура способствует большей самостоятельности, креативности и ответственности сотрудников, повышению уровня их вовлеченности, укреплению сплоченности и сохранению долгосрочной мотивации в условиях неопределённости, что позволяет компании выйти на качественно иной уровень организационного функционирования и успешно развиваться в условиях глобальной экономической нестабильности.
Источник: http://www.top-personal.ru/commentissue.html?175 (издание "Управление персоналом")