Жизненный цикл генерального директора
Обычно термин «жизненный цикл» используют при описании различных стадий развития организмов (растений, животных, человека). Его можно применить и к сроку пребывания в должности генерального директора. В жизненном цикле генерального директора обычно выделяют три стадии: вступление в должность, утверждение и упадок.
Стадия 1: вступление в должность
Совет директоров (или наблюдательный совет) нанимающей компании играет важнейшую роль на стадии вступления в должность, потому что именно он руководит наймом и адаптацией нового генерального директора. Совет директоров должен решить, какой руководитель будет наиболее эффективно управлять компанией в будущем. Это решение основывается на том, в каком положении компания находится в данный момент и чего она ждет от будущего. Общее правило преемственности таково: если вы хотите эволюции, берите на эту должность служащего компании, если вы хотите революции, нанимайте человека со стороны (желательно, того, кто хорошо знаком с отраслью, в которой работает компания).
Первое, что обнаруживает вновь назначенный руководитель, — то, что после достижения вершины компании меняется перспектива работы. Став главой компании, вам уже некуда больше стремиться. Либо успех, либо провал — третьего не дано. Несколько руководителей, с которыми я разговаривал, сказали мне: «Я, наконец, добился своего, и теперь я играю в последнюю игру». Это может вызвать сильное чувство тревоги, боязнь одиночества (хотя мало кто признается в этом) и страх перед тем, что можно не справиться с задачей. Кроме того, это порождает многочисленные фантазии о том, какой «памятник» установить себе, чтобы о вас помнили после вашего правления.
Хотя подобные сомнения часто забываются под давлением работы, начинают действовать другие психологические закономерности. Новый генеральный директор, например, должен помнить, что уходящие руководители часто слишком заботятся о защите своего наследия. Для уходящего босса отказ от власти равен подписанию себе смертного приговора, и только благоприятное наследие может это компенсировать. Поэтому не удивительно, что он боится, как бы преемник (особенно если он энергичен) не отнесся неуважительно к наследию и не разрушил его работу. Чтобы избежать этого, он способен (осознанно или нет) сделать так, чтобы обеспечить провал преемника. Вероятность подобного саботажа увеличивается, если уходящий генеральный директор остается в компании. Так чаще всего и бывает.
Другая трудность, с которой придется столкнуться вновь пришедшему, состоит в «романтизации прошлого». Всем свойственно ограждать себя от болезненных воспоминаний. В стрессовых ситуациях люди разрываются между защитным механизмом отрицания и силой памяти. Кроме этого, новичку придется иметь дело с нереалистичными ожиданиями. Новых руководителей (в особенности тех, кто приходит в фирму извне) считают спасителями, которые быстро решат все проблемы компании и восстановят порядок. Чем более несчастными были люди при предыдущем режиме, тем больше надежд возлагается на вновь пришедшего. Но из-за того, что эти ожидания нереалистичны, любовь, возникшая из идеализации, быстро превращается в разочарование, рождающееся из недовольства. Временный «мессия» быстро падает с пьедестала. Кроме того, «раненые принцы» (руководители, которых обошли при новом назначении) могут отомстить, управляя этой переменой в настроении, делая так, что мессия превращается в козла отпущения.
По-другому не бывает. Стадия вступления в должность — тревожное время. Новый генеральный директор не только боится того, что не будет соответствовать только что описанным ожиданиям; его» в той или иной степени сбивают с толку требования, которые возникают на новом посту. Босс, приходящий со стороны, должен быстро изучить все формальные и неформальные методы работы компании. Он должен понимать, что движет компанией. Но у него нет времени на спокойное изучение. С первого же дня на работе есть большой соблазн начать действовать. Просто ради того, чтобы действовать. Более того, люди хотят получить ответы на свои вопросы касательно будущего. Как раз, когда новый генеральный директор (опять же, в особенности тот, кто пришел со стороны) пытается ухватить мировоззрение компании, люди его спрашивают: «Как Вы видите будущее? По каким критериям Вы будете оценивать работу? Что Вы планируете изменить в первую очередь?»
Несмотря на все требования начать действовать и установить ясность, новый генеральный директор, пришедший в компанию, должен в первую очередь слушать. Самое важное — понять, как функционирует компания, и где он может понадобиться. Этого можно достичь, только прислушиваясь ко всем участникам организации. Руководители, поддавшиеся искушению начать действовать прежде, чем выслушать всех, т. е. те, кто попался в «ловушку действия», скорее всего, позднее будут вынуждены притормозить.
Новый генеральный директор должен определить ключевых людей,
которые будут помогать ему в достижении успеха во время его правления. Хотя пришедшие извне могут привести с собой в компанию новых людей, их нельзя ставить на ключевые должности. Моральные проблемы неизбежны, только если старые служащие компании не становятся заместителями. Многие руководители признают, что так они договариваются с «ранеными принцами», как бы откупаются от них, дав им заметные, ответственные должности. Но большинство из тех, кто прошел по этому пути, позднее говорят, что надо было «покончить» с этими принцами гораздо раньше. Склоняясь к прошлому в попытках сделать этих людей частью команды (так сказать, оглядываясь в прошлое), они потеряли драгоценное время и силы, которые следовало бы потратить на восстановление компании.
Стадии вступления в должность, с множеством неизвестных, присущи эксперименты. Обычно генерального директора выбирают, основываясь на каких-либо конкретных данных (навыках), в которых компания нуждается в определенный момент. Это могут быть навыки в кадровой сфере, в сфере глобальных стратегий, финансов или полных изменений. По мере того, как новый генеральный директор работает над «заданием», которое дал ему совет директоров, он все больше увлекается новым испытанием и чувствует себя очень бодро, справляясь и овладевая многими новыми вещами. Это время интенсивной и сосредоточенной деятельности, период великих экспериментов.
В процессе работы новые руководители сознательно или неосознанно ищут те деловые темы, которые отвечают их внутренним интересам. Другими словами, они стараются найти точки соприкосновения между их личным стилем и стратегией, подходящей тому деловому окружению, в которое они попали. Они воплощают свои мечты и проблемы в условиях компании. Как только они находят подходящую тему, начинается вторая стадия.
Стадия 2: утверждение
Когда деятельность нового генерального директора начинает приносит результаты, и работа компании улучшается, к нему, наконец, приходит ощущение полного контроля. Это признак стадии утверждения. При наличии твердой политической опоры, поддержки совета директоров, преданности менеджеров компании и сети полезных связей руководитель может, наконец, приступить к реализации своих желаний. Со временем его результативность достигает максимума (только если он не способен самосовершенствоваться), и он вступает на плато. Этот период может продолжаться много лет.
Но, как и во многом, успех может нести в себе зародыши катастрофы. Со временем для генерального директора может выделиться одна доминирующая тема, которая, отражая старое желание, может стать идеей фикс. Опасность состоит в том, что когда основная тема перестает соответствовать жизни компании, появляется негибкость, и генеральный директор становится слеп к нуждам других.
Стадия 3: упадок
Это приводит нас к стадии упадка. Начало упадка генерального дирек
тора характеризуется следующими признаками:
- служебная близорукость и высокомерие
- предположение, что инерция равна лидерству
- нежелание прислушиваться к новым идеям
- сосредоточенность на внутренних делах за счет внешних
- растущая централизованная бюрократия
- недостаток стремления скорее сделать или изменить что-либо
- постоянное обращение к старым темам
- затухающий энтузиазм
- снижение показателей
- увеличение денежных резервов.
Первый Генри Форд является хорошим примером руководителя в упадке. В течение 19 лет, с 1908 по 1927 гг. Форд противился каким-либо изменениям модели Т. Более того, когда инженеры показали ему слегка измененную модель, он сам разбил ее у них на глазах. Он был одержим идеей сделать недорогую машину в помощь фермерам. (Вы не удивитесь, узнав, что его отец, с которым у Форда были противоречивые отношения, был фермером.) Понимание Фордом нужд фермера («вытащить фермера из каждой дыры») стало рефреном его внутреннего театра. Несмотря на все изменения, происходящие в мире бизнеса, например, новые потребности покупателей, которым хотелось большего выбора и ежегодных изменений в моделях, а также усиливающуюся конкуренцию, он отказывался приспосабливаться к ситуации.
Генеральные директора, которые зациклились на одной повторяющейся формуле, препятствуют новым разработкам внутри компании и притоку «свежей крови» извне. Они продолжают работать с той же уставшей старой командой руководителей, в которой все придерживаются направления, определенного лидером, если не на деле, то на словах. Исчерпав все свои идеи и не желая прислушиваться к чужим, эти генеральные директора в упадке скорее копят корпоративную наличность, чем инвестируют в инновации.
Если позволить этой третьей стадии протекать бесконтрольно, она может произвести разрушительное воздействие и закончиться для предприятия большими трудностями, если не банкротством. Так как босс либо строго придерживается устаревшей темы, либо ищет удовлетворение в других вещах, например, в привилегиях компании (таких, как корпоративный реактивный самолет или экзотические путешествия), в увлекательной погоне за слияниями и поглощениями, в благотворительности, социальной или государственной работе, только способность удачно использовать стратегические инновации может спасти компанию.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"