• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

29
Март

 «Я, Сверх­Я и Оно — вот три царства, сферы, области, на которые мы разложим психический аппарат личности». З. Фрейд 

 Оно, Я и Сверх-Я 

Согласно предложенной Фрейдом теории структурных отношений душевной жизни или психического аппарата личности, человек представляет собой прежде все­го непознанное и бессознательное Оно. Для исследователей Оно — темная и во многом недоступная часть личности, наделенная необузданными влечениями и страс­тями. Оно можно сравнить с хаосом или котлом, доверху наполненным бурлящи­ми возбуждениями. В нем находят свое психическое выражение инстинктивные потребности человека. Наполненное энергией, содержащейся во влечениях, Оно не имеет четкой организации и не обладает общей волей. Оно — резервуар либидо. В нем преобладает стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей, сексуальных влечений. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных уста­новок. В Оно все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль.
В отличие от Оно, представляющего собой неукротимые страсти, Я является олицетворением здравого смысла и благоразумия. Я — сфера сознательного. Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реаль­ностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью. По своему происхож­дению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека.
В противоположность неорганизованному Оно, Я стремится к упорядоченнос­ти психических процессов и к замене господствующего в Оно принципа удоволь­ствия принципом реальности. Олицетворяя разум и рассудительность, Я пытается осуществить власть над побуждениями к движению, свойственными Оно. В этом отношении может показаться, что именно Я, эта сознательная, разумная инстанция, является той движущей силой, которая заставляет Оно изменять направле­ние своей деятельности в соответствии с доминирующим в нем принципом реаль­ности. Однако, с точки зрения Фрейда, дело обстоит не совсем так, а нередко и совсем иначе. Я действительно пытается управлять Оно, направлять его деятель­ность в социально приемлемое русло. Вместе с тем Оно исподволь, но властно стре­мится реализовать свою собственную программу, в результате чего нередко Я вы­нуждено идти у него на поводу.
Я заимству­ет свою энергию от Оно. Подобно всаднику, обладающему преимуществом опре­делять цель и направление движения лошади, Я стремится управлять Оно. Однако, подчеркивал Фрейд, как между всадником и лошадью, так и между Я и Оно быва­ют такие отношения, в результате которых всадник вынужден уступать необуздан­ному нраву лошади, а Я идти на поводу у Оно.
Основатель психоанализа показал, что, несмотря на усилия, прилагаемые Я по обузданию влечений Оно, действительные отношения между ними могут оказаться таковыми, что Я далеко не всегда способно справиться с поставленной перед собой задачей безоговорочного подчинения Оно и управления им. С точки зрения Фрейда, Я — это измененная под влиянием внешнего мира часть Оно. Внутри Я осуществляется дифференциация, ведущая к возникновению того, что основатель психоанализа назвал Сверх-­Я или Я-­идеалом. Последний термин был использован им в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921). В ней было показано, как благодаря механизму идентификации с родителями, особенно с отцом, у ребенка происходит формирование Я­0идеала. При этом Фрейд полагал, что в случае мании Я и Я­идеал сливаются друг с другом, в то вре­мя как в случае меланхолии происходит раскол между обеими инстанциями. Од­новременно Фрейд выдвинул идею, согласно которой внутрипсихические конф­ликты возникают не только в результате столкновений между Оно и Я, но и на основе конфликтных отношений между Я и Я-­идеалом.
Сверх­-Я или Я­-идеал не являются той частью личности, которая связана все­цело с сознанием. Напротив, в понимании Фрейда эта часть личности уходит сво­ими корнями в Оно и, следовательно, оказывается не менее бессознательной, чем Оно. Собственно говоря, по своему происхождению Сверх-Я непосредственно связано с эдиповым комплексом. Если быть более точным, то можно сказать, что возникновение Сверх-­Я обусловлено переходом эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью. Словом, с прохождением эдиповой стадии психо­сексуального развития, с разрушением эдипова комплекса в рамках человеческо­го Я формируется специфическая инстанция. Она имеет как бы два лика, связанные с подражанием и запретом. Ребенок стремится быть таким же сильным, умным, взрослым, как отец; в то же время инфантильное Я накапливает силы для внутрен­них запретов, цель которых — вытеснение бессознательных влечений. Подобная двойственность ведет к тому, что благодаря идентификации с родителями и интро­екции, то есть вбиранию их образов внутрь себя, у ребенка формируются некий идеал и некая запретительная инстанция. Внешний авторитет как бы овнутряет­ся, становится, используя выражение Канта, своего рода категорическим императивом и оказывается действенным в глубинах психики. Это означает, что, с точки зрения Фрейда, Сверх-Я наделяется тремя функциями, выступая в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя.
Наглядное представление о структурных соотношениях психической личнос­ти было проиллюстрировано Фрейдом посредством рисунка.
Психоаналитическое понимание Сверх­-Я вело к переосмыслению всего того, что ранее было связано с различного рода стереотипами, в соответствии с которы­ми психоанализ акцентировал внимание исключительно на низменных страстях человека и не интересовался его высшими, нравственными качествами. На началь­ном этапе развития классического психоанализа тенденция к рассмотрению высше­го, морального в человеке оставалась скрытой, погребенной под раскопками изнан­ки психики, связанными с выявлением вытесненных из сознания сексуальных влечений.
Конфликты между Я и Сверх-­Я в действительности отражают те противоречия, которые имеют место между внешним и внутренним миром. Ины­ми словами, эти конфликты отражают противоречия, наблюдаемые между физи­ческой и психической реальностью.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по 
Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по 
Истории и теории психоанализа
К списку статей 
А. В. Россохина в журнале "Psychologies"