Дисфункциональные модели руководства
Стремление избегать конфликтов
Хотя мы привыкли думать о лидерах как о людях влиятельных и бесстрашных, многие из них склонны уходить от конфликтов. Большому количеству руководителей жизненно необходимо одобрение и любовь окружающих. Потребность в любви является ключевой темой их ГТКО, она отражается в каждой реплике их внутреннего театрального сценария. Боясь сделать что-либо, угрожающее одобрению, они не могут (или не хотят) принимать сложные решения и осуществлять правление. Они становятся пустыми костюмами, не желая признавать тот факт (а это факт), что установка границ важнее улаживания разногласий. Уход от конфликтов не является ни успешным, ни популярным стилем управления: лидеры, всегда потакающие желаниям других, похожи на человека, который кормит крокодилов в надежде, что его они съедят в последнюю очередь. Нет ничего плохого в том, чтобы быть приятным человеком, но приходит момент, когда лидер должен сказать: «По-моему или никак». У меня нет точной формулы успеха, но я точно знаю формулу неудач: пытаться угодить всем. Хорошим примером ухода от конфликтов был бывший президент Клинтон. Я иногда говорю, что лучший источник информации о мужчине-лидере — его мать. Если нам повезет, она откроет некоторые скрытые черты личности сына. Так было с матерью Клинтона. В своей автобиографии его покойная мать написала, что если бы ее сын вошел в комнату со ста людьми, из которых девяносто девяти он бы нравился, а одному нет, то он бы потратил все свое время и огромную энергию на то, чтобы завоевать этого последнего противника. Однако он понимал дисфункциональность своего поведения и, пока бы президентом, использовал начальника администрации для принятия неприятных ему решений.
Ричард Бренсон обладал сходными характеристиками. Он считал себя главным судьей своей компании и хотел нравиться всем. Как и Клинтон, он осознавал эту слабость, и обычно неприятные решения за него принимали другие люди. Более того, Бренсон часто заново брал на работу уволенных из компании другими.
Третирование подчиненных
Сравнительно недавним примером разрушительно резкого поведения может служить Ал Данлоп по прозвищу «Бензопила Ал», бывший президент компаний ScottPaperи Sunbeam. До абсурда ценивший интересы акционеров, он считал, что важно только краткосрочное планирование. То, что произойдет с компанией в результате его вмешательства, его не волновало. Шесть из восьми компаний, с которыми он работал, больше не существует. Когда он начал сотрудничать со ScottPaper, он сразу уволил 70% старших менеджеров и 30% рабочих. Однажды он сказал: «Вы работаете не для того, чтобы нравиться:.. Если вам нужен друг, заведите собаку. А я не пытаюсь; у меня уже две собаки!» Однако, в конце концов, его стиль руководства покончил с ним: члены его совета директоров уволили его после того, как он занялся «креативной бухгалтерией», пытаясь представить суммы продаж в лучшем свете.
Третирование подчиненных иногда вызывает то, что Анна Фрейд называла «синдромом идентификации с агрессором». Неосознанно подражая «агрессору» (т. е. жестокому начальнику), подчиненные приобретают черты руководителя и из тех, кому угрожают, становятся теми, кто угрожает, из беспомощной жертвы превращаются во властных деятелей. Это защитный механизм, попытка контролировать сильный страх перед агрессором. Люди с низших должностей надеются получить часть власти агрессора. К сожалению, они просто сами становятся агрессорами, поднимая, таким образом, общий уровень агрессии в компании.
Микроменеджмент
Другой причиной крушения лидеров является микроменеджмент.В этом случае руководители столько внимания уделяют деталям, что не могут уступить часть контроля. Не веря, что кто-либо может выполнить их работу так же хорошо, как они сами, микроменеджеры нехотят делегировать полномочия. Однажды я консультировал предпринимателя, который довольно успешно продвигал свою компанию.
Однако он был помешан на контроле. Например, у него была привычка вскрывать все письма, приходившие в компанию, и он хотел, чтобы ему пересылали все входящие электронные сообщения. Такой уровень участия был доступен, пока компания находилась в начальной фазе становления, но как только ее капитал достиг 20 млн. долларов, недостаток веры предпринимателя в возможности служащих имел удушающий эффект для процессов в компании.
Для того чтобы проиллюстрировать данную дисфункциональную модель с другой стороны, я расскажу вам об одном комиксе. В нем был нарисован руководитель, который, приходя, домой, говорил жене: «Я это сделал! Я уволил всех 324! Теперь я буду сам управлять заводом!» Каким бы смешным ни был этот комикс, микроменеджмент не поможет добиться от людей лучших результатов. По сути, единственное, на что он годится — разрушение боевого духа и самой компании
Маниакальное поведение
Другая модель поведения, которая приводит к некомпетентному руководству, — третирование подчиненных. Эта модель описывает чин-гисханов делового мира — тех резких (а иногда и садистских) руководителей, которые с отличием закончили Школу управления Иосифа Сталина. Им нравится «чувствовать запах напалма по утрам». Роберт Максвелл, склонный к жестокому поведению, был явной главой этой категории людей. Бывший премьер-министр Маргарет Тэтчер тоже обладала некоторыми чертами тирана. Она могла, например, сказать: «Мне безразлично, сколько разговаривают мои министры, до тех пор, пока они делают то, что хочу я», или «Я невероятно терпелива, если в конце все делается по-моему». «Железная» леди бывала похожа на бульдозер.
Маниакальные руководители, одержимые совершенно неиссякаемой энергией, толкают себя и других на крайности. Но они настолько гиперактивны, что не всегда замечают, что они делают (даже если это совершенно неправильно). Есть огромная разница между тяжелой и разумной работой.
История компании Xeroxпоказывает воздействие несвязного, маниакального поведения. В 1976 г. компания владела 88% рынка копировальных аппаратов. Шесть лет спустя их доля составила лишь 15%.
Но руководители Xeroxпродолжали идти своим путем. Компания стала лучшей по ремонту аппаратов и продаже копировальной бумаги, но никто не задумывался о технологических нововведениях. Никто не заметил, что покупатели не так интересовались сломанными машинами, как руководство компании. Клиентам нравились беспроблемные машины. Canon, конкурирующая японская фирма, следившая за потребностями покупателя, определила слабости Xeroxи решила завоевать главенствующее положение на рынке. Она преуспела в этом за довольно короткий срок.
Маниакальное поведение заставляет компании упускать из виду главные задачи. Маниакальные лидеры так сосредотачиваются на внутренней жизни, что забывают об основной составляющей: своих клиентах. Лидеры не должны смотреться в зеркало; они должны смотреть в окно! Только если они сосредоточены на внешней жизни, они смогут поддерживать контакт с клиентами.
Недоступность
Недоступность руководства является еще одной общей проблемой. Некоторые руковбдители настолько полны своей значимости, что у них не остается времени для других. Им не приходит в голову послужить примером или пройти по рабочим местам и магазинам и послушать, что говорят их клиенты. Далекие и неприступные, они прячутся за многочисленными секретарями и помощниками и политикой закрытых дверей. Служащий одной из компаний сказал мне: «Наш президент похож на снежного человека. Его иногда видят в высоких местах». Подобные руководители ищут общения с более величественными людьми.
Интриги
В каждой компании есть свои «дельцы» — политические существа, мастера подсчитывать власть. Как и маниакальные и недоступные руководители, эти игроки могут говорить и думать только о себе; их внимание отключается, когда говорят другие (только если предмет обсуждения не они сами). Более того, их личные цели доминируют над целями компании.
Игроки следуют собственному золотому правилу: доверие растет, а мусор сокращается. Они не дают своим подчиненным сиять, используя их и даже злоупотребляя ими, вместо того, чтобы помогать расти и развиваться; при этом они делают все возможное, чтобы привлечь внимание вышестоящих к себе. Они стараются прибрать к рукам внимание, вне зависимости от того, направлено оно ниже или выше их. Они не хотят планировать передачу полномочий преемнику, завидуя всякому, кто может занять их место. Не удивительно, что игроки практикуют текучесть рабочего персонала. Они удачно следуют совету Энн Ландерс: «Не считайте восхищение вашей собаки решающим подтверждением того, что вы замечательны».
Все перечисленные модели поведения формируют два Н неудачного ' руководства: недоверие и недомогание. Показателем эффективного лидерства является то, насколько люди в компании доверяют своему руководству. Если уровень доверия низок, значит, существует какое-то недомогание (проблемы); это неизбежно. Хотя детали могут различаться от компании к компании, есть и универсальные симптомы: творческое мышление обычно подавлено, господствует психология «каждый за себя», возникает «бюрократическая патология» (избыток бумажной работы и вспомогательной документации). Если эти два Н прокрались в компанию, они могут нанести большой ущерб, в особенности, если впустивший их руководитель занимает высокую должность.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"