Душевное безразличие
Психиатрические явления алекситимии и ангедонии имеют отношение к нашему рассказу. Первый термин, имеющий греческие корни, создан психиатром Питером Сифнеомосом в 1970-х гг., буквально переводится как «нет слова для эмоций»; второй, тоже греческого происхождения, означает неспособность получить удовольствие от обычно приятных вещей. Два французских психиатра заложили основу для дискуссии, высказав идею о «penseeoperatoire» («оперативная мысль») — практическом способе мышления и взаимодействия.
Алекситимия
В психиатрии термин «алекситимия» используется для описания людей, похожих на дохлую рыбу; от былого огня в них остались только тлеющие угли. Подобные люди с переменным успехом стараются понять свои эмоции и настроения, но они не могут понять их тонкости. Так как они не уверены, что именно чувствуют, то с трудом выражают эмоции. Вместо того чтобы проявить чувства, они сосредотачиваются на физических проблемах. (Помните, что язвы вызваны не тем, что вы едите, а тем, что ест вас.)Несмотря на странное название, определить алекситимию не сложно. Ее симптомы: бедное воображение, недостаток внутреннего эмоционального опыта, неспособность выразить веселье, склонность говорить безжизненно и слишком детально. Более того, от людей с подобным расстройством психики исходит некое ощущение механичности, которое мешает всякой спонтанности. (Уинстон Черчилль, описывая русского политика Вячеслава Молотова, ухватил эту особенность: «Я никогда не видел человека, который бы лучшим образом воплощал современное представление о роботе».) Алекситимики остаются спокойными в тех условиях, которые бы потрясли обычных людей. Смерть близкого, неверность партнера, потеря возможности продвинуться по службе — ничто не трогает их. Все события проваливаются в черную дыру невыразительности и пустоты.
Алекситимики не способны ни к сочувствию, ни к самоанализу. Это, в сочетании с их механическими реакциями на конфликт, приводит к психологической безграмотности. Они думают о конкретном и объективном; метафоры, аллюзии и скрытые смыслы для них — иностранный язык.
Рабочая атмосфера, в которой вращается большинство руководителей, способствует развитию алекситимии. Так, в рутинной жизни некоторых страховых компаний и банков просто нечему удивляться или радоваться, нечем интересоваться. Безжизненность умирающей компании заставляет руководителей подавлять свои эмоции — процесс, отнимающий много энергии. Подобно тяжелоатлету, старающемуся поднять большой вес, руководители, подавляющие свои эмоции, в конце концов приходят к изнеможению.
В наши дни в компаниях существует эмоциональное разделение труда: чем выше пост, который человек занимает, тем больше ему придется сдерживать себя. Среди членов руководства — от менеджеров до старших рабочих — практикуются более строгие правила управления своими эмоциями, возможно, из-за экспансии «белых воротничков» и сектора услуг. Многие компании уделяют внимание выражению определенных эмоций. Например, компания «Диснейленд», которую иногда называют «фабрикой улыбок», требует от своих сотрудников, чтобы они «играли» счастье. В других компаниях дают понять, что выражение глубоких и сильных чувств неуместно. Немногие поняли, что подавление эмоций (или слишком строгое управление чувствами) приводит к регрессивному поведению и инфантилизации и вызывает симптомы стресса
Ангедония (эмоциональная анестезия)
Доктрина гедонизма, открытая древними греками, гласит, что удовольствие, т. е. удовлетворение чувственных желаний, есть наивысшее благо. Хотя большинство людей до сих пор придерживаются этой теории, слишком многие страдают от ангедонии — неспособности испытывать удовольствие. Ангедоники испытывают чувство полной апатии, потери интереса и неприятия к обычно приятным занятиям; они мертвы внутри. Им не хочется искать новых ощущений, у них ослаблено внимание, им не хватает жажды жизни. Настоящая ангедония является серьезным психиатрическим синдромом. Здесь же нас интересует квазиангедония, т. е. легкая форма, которая развивается в людях, способных испытывать удовольствие (и раньше они испытывали его). Однако даже квазиангедония высшего руководства может оказать разрушительное воздействие на компанию, так как лидерство отнимает много энергии. А дохлой рыбе не хватит энергии, чтобы вести людей к успеху.Воскрешение «мертвых» лидеров
Что можно сделать, чтобы восстановить чувство воодушевления? Что можно сделать, чтобы заново открыть или придумать себя? Учитывая тот факт, что люди — главное богатство компании, как мы можем обнаружить творческие способности у себя, своих коллег и подчиненных?Ощущение потока
Мы должны открыть в себе то, что психолог Михаль Чикжентмихалый называет ощущением «потока» — ощущение, складывающееся из оживления, концентрации и такой увлеченности, что мы теряем чувство времени. Как это сделать?Во-первых, нам нужен вызов. Если мы работаем над трудными задачами, которые можно выполнить, мы достигаем ощущения покорения Эвереста, которое сопровождает чувство потока. Слишком трудные или слишком простые задачи вызовут сложности. Рабочие цели должны быть достижимы: если они слишком сложные, тревога вынудит вас сдаться или работать до изнеможения; если они будут слишком простыми, вам станет скучно, и вы «заржавеете». Вызов очень важен, потому что он заставляет вас учиться. Человеку свойственен исследовательский голод, который может утолить только учеба (как мы увидим в главе 13). Компании, поощряющие обучение и тем самым создающие возможности для творчества и инноваций, помогают своим сотрудникам чувствовать себя в тонусе.
Во-вторых, нужны промежуточные результаты. Маленькие «победы» очень важны. Если вы установите и достигнете определенного этапа на пути к каждой большой цели, вы будете получать постоянную обратную связь, чувство контроля над тем, что вы делаете, и сможете «праздновать» продвижение на протяжении всего пути.
В стрессовых условиях сложнее поддерживать воодушевление и энергию, так необходимые для чувства потока. Слишком много энергии у них уходит на решение личных проблем. Тем не менее, учитывая важность управления эмоциями и той степени, в которой руководители служат живым символом для своих людей, эмоциональная выразительность необходима. Симптомы алекситимии, ангедонии или диссоциации мешают руководителю находиться в контакте со своими сотрудниками. Это можно сыграть, но со временем руководители и подчиненные почувствуют, что их лидер морально и эмоционально не с ними, что он не может сохранить движущую силу. Таким образом, лидер должен либо предупреждать появление подобных симптомов, либо обращаться за внешней помощью (коллег или специалистов), чтобы от них избавиться. Лидеры будут в состоянии помочь своим людям оставаться энергичными, только если разумно посмотрят на эти проблемы.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"