Бесстрастные личности/компании
Потребность в отчужденности
Некоторые люди придерживаются беспристрастного стиля и считают, что внешний мир ничем не может их удовлетворить. Так как они думают, что взаимодействие с другими в конце концов провалится и причинит им вред, они стараются сохранять дистанцию. Замкнутый и шизоидный типы личности — и устанавливают модель социального отчуждения.
Люди с замкнутым типом личности могли в ранние годы испытать неприятие и унижение со стороны окружающих, что вынуждает их, теперь уже взрослых, не доверять людям и избегать близких отношений; однако обычно им очень хочется более близкой привязанности и большего социального приятия. Напротив, люди шизоидного типа (или имеющие склонности подобного рода) часто страдают от нехватки познания и эмоций, что делает их равнодушными к своей социальной изолированности. Однако из-за сходства в поведении обоих типов личности их сложно различать; и тот и другой обычно бывают социально нерешительными и невосприимчивыми.
Для бесстрастного (отчужденного) стиля характерен принцип невмешательства и ухода. Отчужденные личности нарочно не хотят вступать в эмоциональные отношения из страха социального унижения; они предпочитают быть в одиночестве и не чувствуют потребности в общении (или хотят его, но не знают, как это сделать.) Хотя на первый взгляд может показаться, что они равнодушны к похвале, критике или чувствам других, это часто бывает защитной маской против боли. Какими бы ни были причины, результатом становятся отчужденность, эмоциональное бессилие, неспособность выражать энтузиазм или удовольствие и презрение к взаимоотношениям.
Отчужденное поведение может, кроме того, проявляться и у здоровых руководителей, которым надоела рабочая рутина. Так как занятия, не связанные с работой (например, общественная или политическая деятельность), кажутся более привлекательными, руководителя сложнее, чем прежде, застать в офисе. Подобное поведение часто напоминает характеристики людей шизоидного или замкнутого типа.
Политизированная культура, шизоидные организации
Политизированная корпоративная культура обычно является результатом деятельности руководителя, отказавшегося от своих обязанностей лидера. Руководители, чья отчужденность заставляет их избегать контакта с окружающими, делегируют (по умолчанию) управление своей компанией менеджерам второго эшелона, которые обычно бывают очень неуверенны в своей власти и обязанностях. Члены второго эшелона становятся «основными игроками» и достигают должности и власти в обход своих «конкурентов» из других департаментов. Они заполняют вакуум лидерства, продвигая свои собственные местнические интересы при отчужденном лидере. В этом они видят возможность улучшить собственный круг общения и материальную базу. Это заканчивается проблемами координации, взаимодействия, конкуренцией между департаментами и нерешительной стратегией. Мало внимания уделяется созданию и поддержке корпоративных ценностей.В компаниях шизоидного типа разработка стратегии возлагается на эти изменяющиеся союзы карьеристов из менеджеров второго эшелона, причем все они стараются повлиять на нерешительного лидера и одновременно продвинуть собственные проекты и реализовать амбиции. Компания плывет по течению, проводя все больше изменений в одной области и меняя направление на противоположное, когда власть переходит к новой группе. Инициативы одной группы менеджеров часто нейтрализуются или жестко блокируются другой оппозиционной группой.
Составной характер компании мешает эффективной координации и общению. Информация используется скорее как источник власти, чем как средство эффективной адаптации; по сути, менеджеры воздвигают преграды, чтобы помешать свободному потоку информации. Но это не единственные недостатки информационной системы. Другой минус — отсутствие новостей о внешнем деловом мире. Внимание компании направлено вовнутрь, на личные амбиции; все удовлетворяют прихоти топ-менеджера (до тех пор, пока эти прихоти понятны) и свои собственные. Менеджеры второго эшелона просто игнорируют события, происходящие в реальном мире, которые могут либо плохо сказаться на их поведении, либо противоречат желаниям отчужденного лидера.
Чрезмерно отчужденные фирмы должны сделать следующее, чтобы восстановить баланс:
- Воскресить и укрепить лидера
- Сосредоточиться на стратегии
- Улучшить информационный поток внутри компании
- Подчеркивать значимость деятельности, создающей корпоративную культуру
- Стать более чуткими к внешнему деловому окружению
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"