Динамика изменений компании
Все мы слышали поговорку «Нет побед без боли». Опыт свидетельствует, что в этих словах есть правда. Как мы видели в предыдущем разделе, «беспокойство» (т. е. психологическая боль в том или ином виде) является предпосылкой для изменений в человеке. То же самое касается и компании.
«Боль» компании
Изменения в компании не могут произойти, если нет «боли» в системе. Кто захочет что-либо менять, если все идет хорошо? Но если объем продаж сокращается или надвигаются увольнения, никому не захочется сохранять имеющееся положение вещей. Еще лучше, если «боль» приходит и из вне, и изнутри, т. е. когда клиенты и остальные участники рынка усиливают беспокойство, порожденное данными бухгалтерских отчетов. Когда люди в компании чувствуют двойную потребность в переменах, вероятность того, что они начнут действовать, возрастает. Среди внешних факторов, которые могут вызвать «боль» в компании, можно упомянуть конкурентов, снижающуюся прибыль, сокращение доли рынка, нехватку ресурсов, прекращение господдержки, технологические потребности и проблемы с поставщиками и покупателями. Примером внутреннего давления может служить неэффективное управление, моральные проблемы, высокая текучесть квалифицированных кадров, прогулы, трудовые конфликты (например, забастовки), усиление внутренних интриг и стычек. Все эти факторы оказывают негативное воздействие на мировосприятие людей в компании. Возникающие проблемы разрушают корпоративную культуру и влияют на процесс принятия решений.Руководитель (занятый или нет процессом перемен) не должен позволять своим сотрудникам чувствовать себя слишком комфортно. Если существует хотя бы одна из перечисленных проблем, ее надо обсудить со служащими компании, а не хранить в тайне. Для эффективного управления необходим минимальный уровень секретности. Однако если люди чувствуют себя слишком уютно, они как бы засыпают и не могут вовремя заметить признаки опасности в своей компании.
Однако тем, что мы можем назвать «разрушительной функцией» лидера (нарушением спокойствия), часто злоупотребляют. Есть комикс, изображающий нескольких рабов, заканчивающих строительство пирамиды. На переднем плане стоит один из надсмотрщиков и кричит: «Он передумал. Он хочет, чтобы его кремировали!» Должен соблюдаться едва уловимый баланс: слишком сильные перемены могут создать столько же проблем, сколько и застой компании. Макиавелли даже говорил, что с помощью постоянной реорганизации высшее руководство скрывает свои плохие решения.
Процесс трансформации компании еще больше затрудняется, если речь заходит не о назревающих переменах, а о внезапных. Эффективные руководители должны действовать уравновешенно, что позволит им результативно справляться с обоими видами перемен. Лидеры должны поощрять каждодневные изменения, составляющие неотъемлемую часть жизни компании; но в то же время следить за переломными моментами, которые могут совершенно изменить ход бизнеса. Как только они замечают такие моменты, они должны действовать как можно быстрее. Многие исследования показывают, что руководители высшего звена редко переживают серьезные изменения в разрушающейся компании. Внезапность стоит человеческого капитала. Мало кто из руководителей может одинаково хорошо справляться с обоими видами изменений было сказано, мы можем провести ряд параллелей между индивидуальными изменениями и изменениями в компании. Как и в случае с конкретным человеком, перемены в компании происходят последовательно. Процесс начинается с ощущения дискомфорта от системы компании. Именно боль системы запускает процесс перемен. Но пойти дальше этого уровня очень сложно, потому что, как и в случае с человеком, компании приходится иметь дело с сильным сопротивлением. Сотрудники сначала могут не понять, что процесс изменений в их же интересах. Даже те, кто понимает, что не все идет удачно, могут найти сотни причин, чтобы избежать перемен. Страх, что предполагаемые выгоды изменений не окупят потраченных сил, ставит действию подсознательные преграды. Таким образом, с этим вопросом связаны многие внутренние проблемы.
«Траур» компании
Несмотря на многочисленные заявления консалтинговых фирм, изменения в компании проходят долго.Те, кто пережил эту трансформацию, особенно в случае серьезных изменений в компании, проходят через несколько этапов «траура». Они последовательно проходят через шок, недоверие (неверие), отбраковку и понимание/принятие.
- Шок. Первой реакцией людей, когда они узнают, например, что их компанию поглотила другая, или что финансовое положение на столько плохо, что неизбежны увольнения, обычно бывает шок. Этот этап характеризуется оцепенением и замешательством, люди стараются найти спасение в бездумной, обыденной работе.
- Неверие. Затем наступает неверие. Отказываясь принимать изменившуюся ситуацию, они вспоминают прошлое и идеализируют прежний порядок вещей. Их реакция скорее пассивна, чем активна. Обостряются склонности к зависимости.
- Отбраковка. На этом этапе возникают самоанализ и переоценка своего «я» и ситуации, которые приводят людей к пониманию проблемы и желанию преодолеть ее. В это время люди постепенно приходят к отбраковыванию старых методов и начинают экспериментировать с новыми.
- Понимание/принятие. На этом этапе люди скорее смотрят в будущее, чем в прошлое. Так как предпринимаются шаги к улучшению ситуации, они начинают видеть и оценивать полученные преимущества. Желая сохранить и умножить эти преимущества, они продолжают придерживаться новой модели поведения, пока она не становится естественной. В результате происходит изменение их мировоззрения и принятие новой реальности.
Сопротивление в компании
Как мы уже видели, люди оплакивают потерю уверенности в привычном, когда в их компании происходят серьезные изменения. Кроме того, это вызывает страх, а он, в свою очередь, порождает сопротивление.Для многих людей в компании изменения связаны с потерей уверенности, которую им приносила их работа. Их пугает неизвестность, и они держатся за старые модели поведения, даже если понимают, насколько они вредны. Те, кто ждет, что им придется освоить новую работу или больше трудиться, могут бояться, что им не хватит навыков и выносливости для осуществления перемен. Некоторые могут бояться исчезновения хороших условий работы или ощущения свободы. Других же путает, что изменения повлекут за собой потерю ответственности и власти с последующим изменением их положения. Их страшит возможная потеря статуса, прав, привилегий, которую могут принести с собой перемены. Третьи могут считать изменения осуждением их прошлой работы. Более того, перемены иногда угрожают существующим союзам, так как могут быть связаны с потерей важных контактов и друзей. Страх перед тем, что придется покинуть друзей и привычное окружение, может вызвать серьезное сопротивление. Для служащих, занимающихся бюджетом, встает вопрос неокупаемых капиталовложений: они нехотя соглашаются с изменениями, влекущими за собой потерю вложений. И, наконец, люди могут сопротивляться переменам из-за сильного страха потерять работу или быть переведенными на менее квалифицированную.
Один из способов преодолеть сопротивление, которое вызывают все перечисленные страхи, состоит в том, чтобы объяснить всем, что сохранение существующего положения вещей создает больше проблем, чем прыжок в неизвестность. Если эти усилия не «сломят» сопротивление сотрудников переменам, все усилия будут напрасными. Люди должны понять всем своим существом последствия бездействия. Им надо объяснить, чего им будет стоить, если ничего не изменится. Другими словами, они должны почувствовать боль компании, о которой мы уже говорили.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"