Невротические стили и компании
На стратегию и структуру компании может сильно влиять личность лидера. На культуру компании тоже. Книги по менеджменту приводят много доказательств в пользу этой точки зрения. Однако многие исследования изучали простые аспекты личности и связывали их с одной-двумя компаниями, что привело к чрезмерному упрощению довольно сложного феномена. При исследовании грани между лидером и компанией сосредоточимся на группе моделей поведения, персональных стилей, которые, в отличие от простых аспектов поведения, остаются неизменными на протяжении многих лет. Это поможет нам лучше проследить связь между тем, что происходит во внутреннем мире руководителя, и его реальным поведением.
По мнению Манфреда Кетс Де Вриса, основная идея состоит в том, что устойчивая психологическая ориентация ключевых фигур компании является определяющей для невротического стиля всей организации.
На основе их главной темы конфликтных отношений (ГТКО) высшее руководство может создавать «общие фантазии», которые распространятся на всех уровнях компании, будут влиять на культуру организации и составят основу доминирующего организационного стиля, который, в свою очередь, повлияет на принятие решений относительно стратегии и структуры. Чем сильнее личность генерального директора, тем больше его поведение будет отражаться на культуре, структуре и стратегии фирмы. Это особенно правильно в случае высокоцентрализованных компаний.
Хотя патологические организационные стили и отражают расстройства, характерные для невротических стилей определенного человека, важно отметить тот факт, что патология компании не всегда является результатом патологического руководства; она может основываться на многих факторах, в сочетании или по отдельности. Например, депрессивная организационная патология может сопровождаться «здоровым» руководством в компании, которая сокращает рынок сбыта в связи с упадком производства или слишком сильной иностранной конкуренцией; в компании, купленной или являющейся собственностью другой фирмы; или в компании со слишком скромными ресурсами для того, чтобы произвести значительные изменения.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"