Нарциссические лидеры: Невероятные плюсы, неизбежные минусы
Многие лидеры, которых мы видим сегодня, напоминают тип личности, который Зигмунд Фрейд называл нарциссическим. «Люди этого типа производят на других впечатление «личностей»», говорил он, описывая один из психологических типов, попадающий в пределы нормы. «Они особенно пригодны служить опорой другим, брать на себя роль лидеров, давать новые импульсы культурному развитию или наносить ущерб существующему."
На протяжении истории нарциссы появлялись, чтобы вдохновлять людей и строить будущее. Когда военные, религиозные и политические арены доминировали в обществе, такие фигуры как Наполеон Бонапарт, Махатма Ганди, и Франклин Делано Рузвельт определяли общественную повестку дня. Но время от времени, когда бизнес становился движущей силой социальных изменений, он также генерировал свою долю нарциссических лидеров. Так было в начале этого века, когда такие люди, как Эндрю Карнеги, Джон Д. Рокфеллер, Томас Эдисон и Генри Форд использовали новые технологии и реструктуризировали американскую промышленность. И я думаю, что это верно снова сегодня.
Но Фрейд увидел, что есть и темная сторона нарциссизма. Нарциссы, он отметил, эмоционально изолированы и очень недоверчивы. Предполагаемые угрозы могут вызывать у них ярость. Достижения могут кормить чувство их грандиозности.
Тем не менее, как считает Майкл Маккоби, нарциссизм может быть чрезвычайно полезным, даже необходимым. Фрейд изменил свое мнение о нарциссизме со временем и признал, что все мы несколько нарциссичны. Позднее психоаналитик Хайнц Кохут, основываясь на работах Фрейда, разработал методы лечения нарциссизма. Конечно, только профессиональный клиницист обучен определять, является конкретный случай нарциссизма нормальным или патологическим.
В чем различие между продуктивным и непродуктивным нарциссизмом?
Такие лидеры, как Джек Уэлч или Джордж Сорос являются примерами продуктивных нарциссов. Это одаренные и творческие стратеги, которые видят общую картину и находят смысл в рискованном деле изменения мира, оставляя после себя наследие. Действительно, одна из причин, по которой мы рассчитываем на продуктивных нарциссов во времена перемен, заключается в том, что они обладают дерзостью протолкнуть те массивные преобразования, которые общество периодически предпринимает. Продуктивные нарциссы – это не только любители риска, желающие сделать свое дело, но и обаятельные ораторы, которые могут заставить массы обратиться в новую веру. Опасность заключается в том, что нарциссизм может обернуться непродуктивным, когда из-за недостатка самопознания и сдерживающих якорей, нарциссы превращаются в нереалистичных мечтателей. Они лелеют грандиозные планы и питают иллюзии, что только обстоятельства или враги помешали их успеху на сей раз. Эта тенденция к грандиозности и недоверию – ахиллесова пята нарциссизма. Из-за этого даже самые блестящие из нарциссов могут попасть под подозрение в излишней самововлеченности, непредсказуемости и - в крайних случаях - паранойе. Легко понять, почему нарциссическое лидерство не всегда означает успешное. Рассмотрим случай Пера Гилленхаммера из Volvo. У него была мечта, которая понравилась широкой мировой аудитории. У него был план переустроить индустриальное рабочее место, отменив бесчеловечность сборочной линии, карикатуру на которую показал еще Чарли Чаплин в «Современных временах». Его дико популярное видение призывало к командной сборке мастерами. Рекламные модельные заводы были построены и показаны прессе к огромному международному успеху. Но его успех в продвижении этих драматических изменений также посеял семена для его падения. Гилленхаммер начал чувствовать, что он может игнорировать запросы своих оперативных подразделений. Он гонялся за рискованными и дорогими новыми сделками, которые он освещал по телевидению и в прессе. С одной стороны, вы можете решить, что падение Гилленхаммера было обусловлено его неверной стратегией. Но это также могло стать результатом его нарциссической личности. Его завышенная оценка себя навела его на мысль, что другие хотят, чтобы он был царем мультинационального предприятия. В свою очередь, эти фантазии привели его к слиянию с Renault, которое было чрезвычайно непопулярно у шведских сотрудников. Поскольку Гилленхаммер был глух к жалобам на Renault, шведские менеджеры были вынуждены отнести дело в суд и придать гласности. В конце концов, акционеры агрессивно отвергли план Гилленхаммера, не оставляя ему иного выбора, кроме как уйти в отставку
Три основных типа личности в бизнесе
В то время как Фрейд понимал, что существует почти бесконечное разнообразие личностей, он выделил три основных типа: эротический (чувственный), навязчивый (педантичный) и нарциссический.
У большинства из нас есть элементы всех трех. Мы все, например, несколько нарциссичны. Если бы это было не так, мы не смогли бы выжить или отстоять свои потребности. Вопрос в том, что одна из динамических тенденций обычно доминирует над другими, из-за чего каждый из нас по-разному реагируют на успехи и неудачи. Определение Фрейда этих трех типов личности менялось со временем.
Говоря об эротическом типе личности, он, как правило, не имел в виду сексуальную личность, а ту, для которой любить и, прежде всего, быть любимым является основным. Такой тип человека зависит от тех, кто, как ему кажется, может их разлюбить. Многие эротики являются учителями, медсестрами и социальными работниками. В самом продуктивном состоянии, они занимаются развитием молодых, расширением возможностей и помощью на работе. Как менеджеры, они заботливы, подбадривают подчиненных, но они избегают конфликтов и делают людей зависимыми от себя. Они, по Фрейду, внешне направленные люди.
Навязчивые, напротив, являются «внутренне направленными». Они полагаются сами на себя и очень сознательны. Они создают и поддерживают порядок и из них получаются наиболее эффективные исполнительные менеджеры. Они постоянно ищут пути научить людей слушать лучше, разрешать конфликты, и найти возможности обоюдной выгоды. Они покупают книги по самосовершенствованию, такие как «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Навязчивыми также правит строгое Сверх-Я, они любят фокусироваться на постоянном улучшении в работе, потому что это вписывается в их чувство морального совершенствования. Как предприниматели, навязчивые начинают бизнес, который выражает их ценности, но у них нет видения, дерзости и обаяния, которое требуется, чтобы превратить хорошую идею в великую. Лучшие из навязчивых устанавливают высокие стандарты и коммуницируют чрезвычайно эффективно. Они удостоверятся, что инструкции соблюдены и расходы не вышли за пределы бюджета. Наиболее продуктивные из них являются великими наставниками и командными игроками. Непродуктивные и отказывающиеся сотрудничать становятся узкими специалистами и ригидными бюрократами.
Нарциссы, третий тип, независимы и их трудно впечатлить. Они являются инноваторами, движимыми в бизнесе желанием власти и славы. Продуктивные нарциссы являются экспертами в своих отраслях, но они идут дальше этого. Они также задают критические вопросы. Они хотят узнать все обо всем, что влияет на компанию и ее продукцию. В отличие от эротиков, они хотят, чтобы ими восхищались, а не любили. И в отличие от навязчивых, их не беспокоит наказывающее Сверх-Я, поэтому они могут быть очень агрессивными в достижении своих целей. Из всех трех типов, нарциссы рискуют больше всех изолировать себя в момент успеха. Из-за своей независимости и агрессивности, они постоянно ищут врагов, иногда деградируя в паранойю под влиянием чрезмерного стресса.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"