Жак Андре «100 слов психоанализа»
Мы регулярно говорим, что для обучения на Программе профильное психоаналитическое образование не требуется. Это чистая правда: нужная мозаика в итоге складывается у каждого, даже если в первые недели обучения ему кажется, что все вокруг говорят на «птичьем языке». И все же небольшой словарик еще никому не вредил, верно? Вот, держите: «100 слов психоанализа» от Жака Андре.
Автор – один из главных людей в современном французском психоанализе, профессор клинической психопатологии в университете Париж Дидро, бывший президент Французской психоаналитической ассоциации и хранитель собрания под названием «Малая библиотека психоанализа». Словом, если кому-то и составлять словарь для каждого, кто приходит в профессию, то определенно ему. Дальше растекаться по древу не будем: «100 слов психоанализа» являются ровно тем, чем кажутся – емким, доходчивым и точным описанием тех терминов, без которых наша работа просто невозможна. И вот парочка из них:
APRÈS-COUP
Психоанализу многое пришлось претерпеть из-за образа, в вульгаризацию которого он сам внес свой вклад: «к пяти годам все уже сыграно», и это сводит каждого к своему инфантильному прошлому. Après-coup особенно усложняет эту примитивную теорию каузальности. В случае Эммы, когда она была всего лишь ребенком, бакалейщик-односельчанин позволил себе неприличный жест в ее адрес.
Это событие оставило след в психике девочки, долгое время бессмысленный и бездеятельный. Так продолжалось до определенного дня, пока не вмешались «незначительные» обстоятельства, – (Эмма между тем стала молодой девушкой) – однажды продавцы магазина засмеялись при ее появлении; их насмешливые лица всколыхнули воспоминания о прежних оскалах надсмехающихся мужчин, подобные картины сменяли друг друга до тех пор, пока вновь не всплыло первое событие, связанное с бакалейщиком из ее села. Коллизия этих двух «событий/ударов» (coup), разделенных годами, приводит в действие механизм вытеснения и приводит к развитию истерического невроза и сопровождающего его кортежа симптомов: невозможность выходить из дома, невозможность отдаваться взглядам (быть раздетой) без того, чтобы не охватила тревога.
Феномен après-coup - ретроактивного эффекта не касается только лишь детства. Не существует возраста, который исключал бы получение ударов (плохих), превосходящих способности психической проработки в момент, когда они бьют, поражают. И возраста, который не существовал бы в нашем бессознательном.
ЧУВСТВО ВИНЫ (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
Бессознательность (мыслей, желаний, действий) не является смягчающим обстоятельством. Наоборот, она, несомненно, отягчает вину. У человека, охваченного чувством вины, пылают щеки, глаза опущены, хотя на самом деле он ничего не сделал, он только подумал, нацелился, пожелал… И все это с ним происходит потому, что в бессознательном, там, где царствует фантазм, различия между желанием и действием не существует, мысль о преступлении ничем не отличается от самого преступления. Наказание неминуемо, и оно незамедлительно наступает, начиная с самого простого спотыкания и заканчивая меланхоличной ненавистью к себе, проходя при этом через обсессивные симптомы: вымыть руки намного легче, чем промыть мозги.
Здравый смысл требует, чтобы за преступлением последовало чувство вины, хотя случается, что чувство вины предшествует преступлению, даже провоцирует его. Взять, к примеру, ребенка, который все время шкодит и ждет шлепка по попе, не получая его, он повторяет свои проказы до тех пор, пока не достигнет цели. Разве может «преступник» выиграть что-то в такой ситуации? Да. Понимание.
Психоанализ ведет к значительному расширению ответственности в совсем ином смысле, чем в психологии сознания или свободной воли. «Я сделал это непреднамеренно», – в этой фразе скорее звучит обещание повторения, нежели извинение. Признание преступника невиновным, объявляя его «безответственным», обычно приводит к психическому разрушению. «Преступник имеет право на наказание» (Гегель).