«Основы психоаналитической техники» Горацио Этчегоена
«Где взять время, чтобы осилить список литературы, который предполагает каждая из дисциплин на программе?» – пожалуй, самый популярный вопрос от слушателей первого курса. Скажем честно, это и второкурсники спрашивают.
На фоне подобных вопросов рекомендуемая сегодня книга выглядит чересчур масштабно. Между собой мы ее называем книгой-глыбой, ведь от обложки до обложки здесь целых 1010 страниц, а число психоаналитиков, для которых это издание стало незаменимым источником знаний, не поддается исчислению.
Итак: «Основы психоаналитической техники» Горацио Этчегоена.
Знаменитый аргентинский психоаналитик и президент Международной психоаналитической ассоциации в 1991 – 1997 годах начинал карьеру убежденным фрейдистом, далее симпатизировал идеям Мелани Кляйн. На работы Этчегоена повлияли Генрих Ракер и Дональд Мельтцер, у которых Горацио проходил анализ. Иными словами, широта взглядов и умение сочетать несколько точек зрения сопровождали Этчегоена всю карьеру и в итоге привели к написанию книги-глыбы.
«Основы психоаналитической техники» — исчерпывающее и всестороннее исследование различных школ психоанализа. Более того, Этчегоен не просто описывает разные подходы, но приглашает их адептов к своеобразному диалогу, в котором рождается взаимопонимание, а отдельные направления складываются в единое, многогранное, удивительное психоаналитическое целое.
Отдельно отмечаем то, насколько блестяще написан столь масштабный труд. Язык Этчегоена — ясный, четкий, с виртуозно простым объяснением самых сложных и запутанных вопросов, связанных с психоаналитическими техниками. Тот самый случай, когда автор не только сам разобрался, но и сделал так, чтобы разобрался читатель. То есть, всем, кто делает первые шаги на Программе, книги покажет и объяснит что такое перенос и контрперенос, интерпретация, сеттинг, контейнирование и далее по списку.
Осилить за пару дней не просим, а вот использовать в качестве настольного издания – вполне. И в завершении – традиционная цитата. Взяли ее из заключительных слов автора, стр. 921:
«Мне не нравятся ни полемика, ни эклектизм; первое в силу того, что накал страстей сбивает с толку, а второй потому, что наше согласие с тем, что наш выбор всегда правильный, означает, что мы впали в грех всеведения. Я стараюсь придерживаться установки уважения к другим, и я полагаю, что это мне удается... Я стараюсь объективно, то есть добросовестно, излагать теории. При обсуждении теории я в первую очередь стараюсь придерживаться рамок ее внутренней системы понятий, и только на этом основании считаю возможным сопоставление ее с другими теориями».