Алис Миллер «Тело не врет. Как детские психологические травмы отражаются на нашем здоровье»
Пятая (в лютеранстве — четвертая) заповедь гласит: почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Казалось бы, спорить здесь вообще не с чем — уважение и любовь к родителям находится в основе всех общепринятых систем ценностей. Но Алис Миллер в книге «Тело не врет. Как детские психологические травмы отражаются на нашем здоровье» утверждает, что ребенок вовсе не обязан любить родителей — или прощать их, как принято в классическом психоанализе. Смело, не так ли?
Для Миллер это, однако, в порядке вещей. Доктор психологических, философских и социологических наук, 20 лет вела психоаналитическую практику в Цюрихе, после чего… разочаровалась. По мнению Алис, психоанализ не устраняет последствия жестокого обращения, которому клиенты подвергались в детстве — как раз потому, что в конечном итоге требует примирения с родителями, какими бы они ни были. Следующие 30 лет карьеры, до самой смерти в 2010-м, Миллер посвятила исследованиям насилия над детьми и написанию книг, предпоследней из которых как раз и стала «Тело не врет».
Как утверждает автор, наше тело подробно регистрирует все детские травмы — причем речь не только о физическом насилии: недостаток заботы, игнорирование потребностей и переживаний, наказания и унижения тщательно записываются на подкорку и остаются в бессознательном. Затем все это может находить выход в виде психосоматических симптомов — головной боли, тошноте и других проявлений при общении с родителями.
Кроме того, эта вынужденная любовь, а на самом деле — зависимость и привязанность – влияет на отношения человека с окружающими и воспитание собственных детей, порождая порочный круг. О том, как его разорвать, и пишет Алис Миллер — заодно разбирая утверждения на примере многих известных писателей — Достоевского, Ницше, Чехова, Кафки и других. Книга нестандартная, во многом вызывающая, но очень полезная для расширения кругозора и поиска новых углов зрения.
«Опыт научил меня, что мое собственное тело является источником всей жизненно важной информации, которая открыла мне путь к большей автономии и самосознанию. Только когда я позволила себе эмоции, ранее запертые в теле, и прочувствовала их, я стала намного свободнее от своего прошлого. Силой подавить настоящие чувства никогда не получится. У них всегда есть причина, даже если она надежно скрыта. Я не могу заставить себя любить или почитать своих родителей, если мое тело отказывает мне в этом по причинам, хорошо известным ему.
Но если все-таки я последую четвертой заповеди, то окажусь в стрессе, требуя от себя невозможного. Именно так я страдала почти всю свою жизнь. Я старалась внушать себе хорошие чувства и игнорировать плохие, чтобы оставаться в гармонии с моралью, с системой ценностей, которую уважала. На самом же деле я хотела, чтобы меня любили как дочь. Однако расчет не оправдался, и пришлось наконец понять, что я не могу заставить появиться любовь, которой нет».
«Мой опыт показывает, что нехватка хороших терапевтов – настоящая проблема, причина которой – установленная мораль, мешающая помогать людям, с которыми в детстве жестоко обращались. Специалисты тоже находятся под властью четвертой заповеди, предписывающей чтить родителей, «дабы продлились наши дни на земле».
То, что эта заповедь мешает исцелению от ранних травм, очевидно. То, что этот факт до сих пор никогда не обсуждался открыто, неудивительно. Диапазон воздействия и сила заповеди неизмеримы, потому что она питается естественной привязанностью маленького ребенка к своим родителям. Даже величайшие философы и писатели никогда не осмеливались противостоять канону. Несмотря на резкую критику христианской морали, Ницше не осуждал свою семью, потому что в каждом взрослом, с которым когда-то жестоко обращались в детстве, таится страх маленького ребенка перед наказанием родителей, если он восстанет против них. Но этот страх живет лишь до тех пор, пока не будет осознан. Однажды обнаруженный и пережитый, со временем он растворяется».