• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Каролин Ильячефф и Даниэль Суле-Ларивьер «Время жертв»

Актуальность этой обложки несколько забылась за последние месяцы, но давайте мысленно перенесемся на год назад – и заодно переместимся на Запад. Движение Black Lives Matter, «культура отмены» и другие аналогичные феномены однозначно можно считать приметой новейшего времени, правда ведь? Тем удивительнее, что предсказаны и проанализированы они были целых 15 лет назад – в 2007 году, когда вышло первое издание книги «Время жертв».

На самом деле, виктимизация – то есть наделение жертвы атрибутами, ранее присущими только героям – зародилась еще в 1980-х годах. С тех пор она неуклонно крепла, пока не достигла тех масштабов, которые мы видим сегодня буквально на каждом шагу. Катастрофы, попадающие в поле зрения СМИ, вызывают единодушное сострадание, которое становится высшим выражением социальной связи. Возмещения морального ущерба достигают многомиллионных сумм, причем виновными становятся психологи и адвокаты. Казалось бы, защита угнетенных – неотъемлемая часть демократических идеалов, но что, если она выходит из-под контроля? Действительно ли всеобщая жалость помогает жертве – или может навредить ей и обществу в целом?

Этими вопросами и задались авторы из Франции – Каролин Ильячефф и Даниэль Суле-Ларивьер, увы, покинувший нас в минувшем сентябре. Даниэль был известнейшим французским юристом, членом Парижской коллегии адвокатов с 1965 года, членом двух конституционных комиссий – Веделя в 1992 году и Апрельской в 2002-м. Каролин Ильячефф, в свою очередь, –  опытнейший психоаналитик, обладательница докторской степени по детской психиатрии, руководитель медико-психологического центра в пригороде Парижа, президент ассоциации La Cause de bebes.

Иными словами, виктимизация в этой книге рассматривается сразу с нескольких сторон, выходя за рамки чистой психологии и юриспруденции. Авторы смогли всесторонне исследовать тему, обобщить различные наблюдения – и сделать комплексные выводы, которые будут полезны не только психоаналитически ориентированным коучам и людям, ставшими жертвами, но и вообще всем. Особенно в нынешние времена. По традиции — пара цитат:

«Мы все хотим быть одновременно равными и разными. Для решения этой проблемы, этого противоречия принципиального равенства и фактического неравенства у нас есть два метода, внешне представляющиеся противоположными: успешность и виктимизация. Все равны, так что пусть выиграет лучший! Спортивное состязание является ничем иным, как зрелищем, показывающим, как кто угодно может стать кем-то. Тот, кто побеждает, обязан своим успехом не своему происхождению или каким-то иным привилегиям, он на самом деле современный герой, то есть тот, кому удалось выделиться из неразличенной толпы себе подобных».

«Сегодня считается само собой разумеющимся, что люди, потерпевшие ущерб, являются жертвами. Но так было не всегда! До 1980-х гг. редко говорили о жертвах «вообще». Зато легко проводили различия между политическими диссидентами, преследуемыми в тоталитарных странах, рабочим классом, подвергающимся социальному угнетению, жертвами естественных катастроф или несчастных случаев. Слово «жертва» не было частью ни психиатрического, ни психоаналитического словаря. Вместо него использовали другое слово, «травма», которое пришло из научного языка, проникло в разговорный язык, но постепенно вышло из употребления».

Подать заявку на обучение