Классический антигерой, самодостаточность и зубастый монстр в «Доме Гуччи»
Разочарование родственников и очарование публики – так, вкратце, можно описать реакцию на выход красивой и атмосферной ленты, иллюстрирующей жизнь, измены и, в итоге, смерть в одном из знаковых семейств Италии — в «Доме Гуччи».
Сюжет картины известен многим, и уж точно тем, кто интересуется модой. Поэтому никаких сенсаций и спойлеров – как и в реальной жизни, история началась с любви, а закончилась трагедией, когда отвергнутая жена, Патриция Реджани, организовала убийство мужа и по совместительству наследника империи Гуччи Маурицио – надо признать, не самого удачливого ни в делах, ни в любви, ни в жизни.
Придираться к сюжету не будем, а попытаемся ответить на три вопроса – как, что и зачем. Сценарист Анна Овчарова похвалит то, как фильм снят. Психоаналитический коуч Сергей Львовский поразмышляет на тему, что же двигало Патрицией, когда она принимала роковое решение. Деревенский обыватель и радиоведущий Максим Ракитин традиционно удивится, зачем он этот шедевр посмотрел.
Анна Овчарова, сценарист:
Сюжет «Дома Гуччи» – классический путь антигероя. Над сценарием фильма Ридли Скотта работали Беки Джонсон и Роберто Бентивенья, оба – представители большого и не самого оригинального кино, оба любят четкую структуру, предсказуемость и минимум экспериментов. Поэтому фильм с прекрасной режиссерской работой, соответствующей актерской игрой и довольно простым сюжетом можно смело делать учебным пособием для студентов сценарных вузов.
Сюжетные повороты происходят по учебнику — «минута в минуту», все очень понятно, академически спланировано. Именно это и вызывает у киноманов легкую скуку на протяжении всего фильма.
Патриция Реджани — главная героиня в исполнении Леди Гаги, которая внезапно оказалась удивительно хорошей актрисой — с первой минуты заявляет об особенностях своей неоднозначной личности. Алчность, открытость, яркость, стремление к власти и невероятное, даже животное, влечение к жизни – это зритель понимает еще до ее появления в кадре. На протяжении всего фильма ничего не меняется — Патриция так и остается верной своим первоначальным принципам и целям. С одной стороны — это классическая структура развития арки антигероя, с другой, когда картину режиссирует кто-то настолько именитый, как Ридли Скотт, ждешь более интересных решений, как, например, в «Джокере» (2019) или «Власти» (2018).
Зато авторам удался другой драматургический прием, сложность которого останавливает многих режиссеров и сценаристов от работы над подобными сюжетами. Антигерой должен быть не только интересным, но и вызывать у зрителя эмпатию. С учетом всех ужасов, которые происходят по воле антигероя, удержать эмпатию зрителя на протяжении всего фильма — большой вызов для сценариста! В «Джокере» и «Власти» способы подключения зрителя к главному герою – самые простые: через уважение к личности во «Власти» и через жалость в «Джокере». Авторы «Дома Гуччи» рискнули и попробовали связать образ антигероини с брендом Gucci. И не прогадали!
Несмотря на большое количество банальностей, возможно, только благодаря этому приему не хочется ставить этому фильму ниже семерки по десятибалльной шкале. В итоге Патриция олицетворяет собой Gucci и завлекает зрителя искренней животной сексуальностью, громким смехом, напором, манерой говорить. Все это создает очень крепкий образ, в который веришь и понимаешь: вот он, ураган жизни! Одновременно с этим сочувствуешь Маурицио, который попал в водоворот, и принимаешь это как смертельно опасный, но такой яркий и красивый природный катаклизм.
Сергей Львовский, психоаналитический коуч:
Что бывает, когда внутренний мир человека не полон и не самодостаточен?
Ответ на этот и другие вопросы дает «Дом Гуччи». Патриция стремится к признанию через внешние атрибуты: ей важно, чтобы даже после развода к ней обращались «миссис Гуччи». Название важнее сути, восприятие окружающими – превыше внутреннего содержания.
Героиня пытается получить признание не через собственную эволюцию, а через причастность к великому и безусловно известному бренду. «Воспринимайте меня не как личность, а как часть чего-то большего» – подобное желание присутствует у всех людей, но при этом самости и идентичности лучше бы находиться в балансе с желанием быть в сопричастности с группой. Любой перекос превращается в зависимость.
Что получается, когда и локус контроля, и локус внимания – внутренние? Патриция сама себе устанавливает цели и задачи, сама расставляет приоритеты и иерархию ценностей. Это может и хорошо, если бы Патриция не зацикливалась настолько на себе и воспринимала интересы и ценности других. В ситуации, когда потребности героини перестают удовлетворяться и она чувствует нависшую над ней угрозу, Патриция проявляет нечувствительность к болям и страхам другого человека, неспособность к сопереживанию. Итог: организация убийства и спокойное отношение к мысли об уничтожении другого человека.
Был ли у героини другой выход? Да! Построй Патриция самоидентичность не на слиянии с внешними факторами – чужой семьей, фамилией, брендом, а на связи с внутренним миром – у «Дома Гуччи» была другая развязка. Но внутреннюю пустоту Патриция ничем не заполняла, хотя в одной из поворотных точек – когда муж бросил и ушел – логично было бы заняться собственным миром, а не пытаться удержать антураж.
Как общий результат «Дома Гуччи» – ответ на вопрос что бывает когда имидж становится приоритетнее сущности.
Максим Ракитин, журналист и обыватель:
О, Ридли Скотт! Нет смысла рассказывать о том, что сделал этот режиссёр для видеосалонов России. Его фильмами засматривались до панических атак, а сейчас вспоминают с лёгким ностальгическим тремором каждый раз, когда их показывают на каналах второй сотни «Триколора». В 84 года отец кинематографической хтони снял фильм о компании, на продукцию которой молятся зрительницы первого ряда «Камеди Клаб», чем лично у меня вызвал…
Да ничего не вызвал! Из животов теперь не вылезают зубастые чудовища, герой Рутгера Хауэра уже неактуален, потому что не трансгендер. Теперь наконец можно и историей заняться, пусть даже и такой странной.
Название бренда Gucci — для меня просто набор звуков, но печальную историю итальянской семьи я откуда-то знаю, скорее всего, из программы «Сельский час». Плюс актёрский состав подобрался прям эпичный, хотя и порядком поистаскавшийся. Особенно это видно по Джареду Лето, который за роль в «Доме» получил не только тумаков от критиков, но и «Золотую малину».
Помня о нелёгкой судьбе итальянской семейки, я рассчитывал на драму в квадрате, с истериками отставленной жены, боем посуды, напряжением в кадре и прочими атрибутами семейных разборок – а уж поверьте, я знаю в них толк! Но ничего подобного – мне показали красивые наряды, редкие всхлипы и нереализованные амбиции. Злодей получился слишком мультяшным, как Грю, только выглядит как Элизабет Тейлор.
Никаких откровений в фильме нет. Говорят, что сценарий написан по 600-страничной книге итальянской модной журналистки, которая в подробности жизни Гуччи особо не вдавалась, довольствовалась слухами и доверительными беседами, поэтому биографическим это кино назвать сложно.
Маститые критики непременно забросают меня гумусом, рассказывая о выдающейся игре, удивительной картинке прошлого, напряжении и прочих атрибутах положительных оценок на «Кинопоиске». Напоминаю, что я сижу в деревенском доме и рассуждаю как обычная деревенщина, а потому прямолинеен и местами неотёсан.
Чтобы проникнуться не только этим фильмом, но и ему подобными, нужно быть хоть немножечко в теме, чуть ближе быть к голливудским искателям смыслов, писателям историй или хотя бы первому ряду зрительниц «Камеди клаба». Я таковым не являюсь, поэтому просто посмотрел местами красивую картинку с пустым сюжетом.
Вот если бы у Леди Гаги из живота выскочил зубастый монстр, тогда было бы другое дело. Тогда был бы ностальгический тремор.