• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Головоломка 2» — простая, сложная, популярная

Сиквел пиксаровского мультика «Головоломка» собрал в прокате больше полутора миллиардов долларов и стал самой кассовой анимационной картиной в истории. Эксперты нашего Киноклуба не могли пройти мимо такого события, но впечатления от просмотра разделились. Журналист Максим Ракитин не увидел в «Головоломке-2» ничего кроме алчности создателей, психоаналитический коуч Сергей Львовский, напротив, пришел в восторг от глубины и многогранности происходящего. По мнению же профессионального кинокритика Андрея Загудаева, успех историй о детских и подростковых эмоциях абсолютно заслужен, хоть и упал как снег на голову студии “Pixar”.

Андрей Загудаев, кинокритик, автор телеграм-канала о кино, ведущий подкаст-проекта «Со спойлерами»

Люблю первую «Головоломку», и смотрел ее тысячу раз – и один, и с дочерью. На пресс-показ в кинотеатре «Октябрь» почти десять лет назад приезжал Пит Доктер – создатель «Головоломки» и один из самых умных и талантливых аниматоров Голливуда. В 2018 году, после успеха первой «Головоломки», Пита назначили главным креативным руководителем “Pixar”, так что, если бы пришлось ехать на премьеру новой «Головоломки» – приехал бы аниматор Келси Манн, которому Доктер и поручил работу над продолжением.

Скажем честно: вторая «Головоломка» находилась в заранее проигрышной ситуации. Переплюнуть успех предшественника практически невозможно! Но давайте перенесемся в момент создания первой «Головоломки» и посмотрим через плечо сценариста на синопсис: это же полный бред! Девочка с персонажами в голове? И они друг с другом общаются? Вы серьезно? В лучшем случае это могло бы стать нишевой историей или пособием по психоанализу.

Но тем и велики студия «Пиксар» и Доктер – эти ребята умеют превратить странные и сложные на первый взгляд истории в фильмы, которые отзываются у миллионов зрителей. Так и случилось с первой «Головоломкой» – тотальный успех и восхищение публики.

На этом фоне зачем вторая «Головоломка»? Вопрос риторический, в мире бизнеса ответ на него известен – деньги. Кассовый успех второй «Головоломки» -- а она стала самым кассовым проектом «Pixar» за всю историю – подтверждает, что финансисты все посчитали правильно, дав зеленый свет истории про взросление главной героини, которая, став подростком, начинает испытывать новые эмоции – тревожность, зависть, хандру, стыд, ностальгию.

Впечатления от второй «Головоломки» не такие яркие – просто потому, что она не первая, в ней нет «сюрпризности» и новизны – зритель уже подготовлен и знает, чего ожидать. Вторая «Головоломка» выполняет обещание: абстрактные темы вновь сделаны понятными, и авторы превращают сложные, нейронные процессы внутри подростка в четкие образы. Кино рассказывает простым языком важные базовые вещи. О том, что в жизни важно не только радоваться, но и печалиться, что разные эмоции внутри человека – это обязательный оркестр, ни один из участников которого не должен слишком долго играть соло.

 

Максим Ракитин, журналист, радиоведущий, обычно недовольный зритель

Я в ужасе от того, что первая часть вышла целых девять лет назад. Помню, смотрел с интересом: человечки синие, эмоции, девочка, в которой все это живет. Как она вырастает и взрослеет вместе с ними, как нам пытаются через это привить какие-то ценности. 

Вторая часть —скукотища, потому что продолжение ради продолжения. Я и так понял, что деточка выросла, прибавились новые персонажи, новые эмоции, а чего в итоге-то? Новые эмоции у всех появляются. Ожидал, что будет смыслов побольше вложено в новую историю — но получилась шляпа. То есть сиквел ради того, чтобы в итоге сделать франшизу. Судя по всему, будет третья часть — когда Райли выйдет замуж, у нее появятся дети, и все эти человечки-эмоции друг другу накостыляют по первое число. И наверняка появится новая эмоция инклюзивности и самоопределения пола.

Главная примета времени — то, что раньше мы хотели смотреть пиксаровские мультики в кино, и это было круто, можно было увидеть детализацию, насколько все проработано. Сейчас можно посмотреть на смартфоне, что я и сделал. В общем, впечатления у меня от новой «Головоломки» так себе.

Сергей Львовский, психоаналитический коуч, бизнес-консультант, выпускник Программы

Мультик гениальный, обязательный для просмотра подросткам и их родителям, желательно совместно. Основная идея в том, что человек – очень многокомпонентное создание, с гигантским количеством граней, как бриллиант. Почему-то у людей есть иллюзия, что хорошо бы, чтобы ребенок был всегда предсказуемо одинаковый и легкоуправляемый, с одной гранью. И тогда можно легко разобраться в его эмоциональном фоне, быстро устранить «неполадки» в настроении и вернуться к взрослым делам. 

Между тем, у детей граней сильно больше, чем у взрослых. Жизнь еще не стесала эти маленькие выпуклости — и они сверкают, как бриллиант, придавая особенную ценность. Со временем, обтираясь о других людей и ситуации, эти грани будут все более грубыми и менее детальными. Хорошо, когда люди сохраняют в себе эту тонкую многогранность, эту паутинку сложности души — но, к сожалению, большинство взрослых ее теряют.

Второе — все эти грани одинаково ценные, и нужно относиться с уважением ко всем проявлениям детской психики. Подростковая психика, пубертат — это катастрофа! Ребенок попадает в такой расколбас, что не может разобраться не то что с внешним миром, но и сам с собой. Хочется одновременно и нравиться, и не выделяться. Хочется влюбляться, и чтобы его любили, но не быть слишком доступным. Девочку интересуют мальчики, но другие девочки реагируют на это агрессивно — и девочка пугается. Хочется и слиться с коллективом, и быть самостоятельным. Ребенок не понимает, что с ним происходит, поэтому родители должны максимально бережно к нему относиться. Не обижаться на проявления агрессии, нелогичности и порывистости. 

«Головоломка» гениально показывает эту подростковую запутанность и застенчивость, грамотно говорит о сложностях, с которыми сталкиваются дети при взрослении, запрос на поиск равновесия и пространство, которое важно им давать. В общем, “Pixar” сделал энциклопедию для родителей и манифест от лица детей. Смотреть обязательно!

Подать заявку на обучение