• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Почему «Простые сложности» — почти идеальная романтическая комедия, каких больше не снимают

На жанр романтических комедий принято поглядывать свысока: мол, и легкомысленные они, и простоватые, и похожи одна на другую. Однако написать, снять и сыграть по-настоящему классный ромком — едва ли не самая сложная задача в мире кино. И если это удается, результат становится настоящей классикой: он и смешит, и развлекает, и цепляет за тонкие струны души, поднимая серьезные темы в несерьезном, казалось бы, формате. Один из блестящих примеров — «Простые сложности» с Мерил Стрип и Стивом Мартином. Удивительное дело: эта картина понравилась всем трем экспертам нашего киноклуба!

Анна Овчарова, сценарист:

О любви можно говорить по-разному, однако с юмором всегда получается как-то гармоничнее: сохраняя искренность мелодрамы, но без лишней лирики.

Комедийный фильм на тему отношений и брака, созданный великой в этом жанре Нэнси Майерс, называется вовсе не «Простые сложности» — это сомнительный креатив отечественных переводчиков из нулевых. На самом деле название намного более деликатное — «Все сложно». Это важно, потому что именно так и стоит описывать все происходящее с главной героиней фильма.

Эта картина — классика комедийного фильма о любви. Структура не ромкомовская, и потому нет сильной условности в ситуациях или «совы, натянутой на глобус». Однако комедия положений создана и реализована идеально: в детали драматургической структуры вдаваться не буду, но подмечу местами утрированную игру Мерил Стрип и Стива Мартина, которые следуют законам жанра. Это важно для комедии.

Сюжет фильма повествует о 50-летней Джейн, муж которой, Джейк в исполнении Алека Болдуина, ушел к молоденькой девушке. Конечно же, у них должны быть похожие имена — это же американская комедия. Спустя десять лет развода между ними снова вспыхивают искры. Инициатива исходит от Джейка, уставшего от «молодухи» — та воспитывает маленького ребенка, работает и хочет еще детей. Джейн же недавно отпустила в «свободное плавание» последнего ребенка, который жил с ней дома.

Бизнес Джейн процветает, она занимается йогой, ходит к психотерапевту и собирается сделать пристройку к дому, которая символизирует новую жизнь. Архитектором оказывается очаровательный архитектор Адам, которого играет мой любимый и идеальный для любого комедийного сюжета Стив Мартин. Медленно, но верно между ними начинает что-то завязываться. Однако и с бывшим ситуация развивается не менее стремительно — Джейк делает Джейн своей любовницей. На протяжении всего фильма героиня пытается выбрать между двумя два по-своему прекрасными мужчинами.

Есть несколько интересных моментов, на которые хочется обратить внимание:

Первое: фильм высококачественный на всех уровнях, но комедию с таким сюжетом в России сегодня никто бы не пропустил — сейчас легкие истории сильно просели в цене. Поэтому у нас так мало хороших комедий: ищут что-нибудь сложное, какие-нибудь перевертыши, оттого получаются одни триллеры и фэнтези. На самом же деле, романтическая комедия — это самый сложный и недооцененный в современном кино жанр. У сценаристов она считается пиком мастерства, ведь трудно не скатиться в клише или не повторить уже сделанную кем-то когда-то историю. Поэтому низкий поклон Ненси Майерс — великолепной женщине, которая штампует комедии одну лучше другой, создавая и сценарий, и режиссуру, и занимаясь продюсированием практически каждого своего проекта.

Второе: в определенный момент мне показалось, что для американского режиссера это кино слишком милое. «Кинопоиск» меня успокоил — в графе «страна-создатель картины», кроме янки, обозначены еще и японцы. В Азии намного более нежно относятся к взаимоотношениям между людьми, и эта особенность придает любовной линии «Все сложно» особенный шарм, сохраняя американский уровень юмористичности.

Третье: великолепный актерский состав. Стив Мартин уже получил громкие овации в этом тексте, пришло время отметить и остальных. Мерил Стрип, как всегда, великолепна в роли матери и повара. Первое не удивительно — все-таки, она мама четверых детей. Но второе поразительно, ведь актриса не большой фанат кулинарии. Например, в фильме «Джули и Джулия» во время съемок крупным планом некоторых сцен ее заменяла дублер-повар. Тут же Стрип всегда в кадре на общем или среднем плане, а ведет себя с тестом, как настоящий шеф-кондитер.

Причина аутентичности – огромная работа Нэнси Майерс. В середине фильма есть одна сцена, где Стрип ошибается во время разговора по телефону и говорит: «Ты все еще в телефоне» вместо: «Ты все еще в самолете». Мерил сделала эту ошибку, потому что ее партнер по сцене, Алек Болдуин, неожиданно поцеловал ее. Эта оплошность придала шарма обычному разговору по телефону и неловкой ситуации между любовниками. Однако это могло и не случиться, если бы Нэнси не сказала Алеку до начала отрепетированной сцены повести себя иначе и поцеловать главную героиню. Такие маленькие режиссерские хитрости в работе с актерами и создают ту магию в кадре, за которой мы все идем в кино!

Екатерина Кашубская, психолог, кандидат психологических наук, в недавнем прошлом –партнер Amrop, международной executive search компании, в настоящем – автор эксклюзивного курса для слушателей МП о реквизитных организациях, развитии когнитивных способностей и личностной зрелости у взрослых:  

Пересматривала этот фильм не раз. Очень помогает в случаях душевного спада! Идентифицируюсь с героиней Мерил Стрип в роли Джейн — и чувствую себя взрослой. То есть настоящей взрослой женщиной: зрелой и продолжающей личностный рост; рефлексирующей, но не зацикливающейся; наблюдающей некоторые защитные механизмы, хоть и не сразу; с высоким уровнем принятия мира as is. Конечно, она регулярно и много лет работает с психоаналитиком, который показан один раз, но сразу вызывает доверие и симпатию. А какой у него эрдельтерьер – загляденье!

У меня много любимых сцен и изящных нюансов в этом фильме. Расскажу об одной из линий, идея которой многие годы меня беспокоила, пока не прояснилась.

Важная ремарка: я знала много ярких и не очень женщин, которые после очередной любовной неудачи вопрошали: «Почему я вечно выбираю плохих мальчиков?» Я тоже этим грешила в свое время, мне тоже, как Джейн, пришлось пережить тяжелый развод и остепениться. Хотя у нее все было сложнее: трое детей!

Итак, бывший муж — Алек Болдуин прекрасен в этой роли! — и герой зарождающегося у нас на глазах романа с архитектором — шикарный Стив Мартин. Бывший муж обаятелен, умен,  успешен, отец детей, светский, веселый, легкий по нраву, сексуальный. Архитектор скромен и чувствителен, переживает собственный развод, случившийся два года назад — и потому печален, благороден, тонок, интеллигентен, добр. И — боже, какая редкость! — при этом зрелая личность.

Вопрос: в кого влюбиться? Ответ героини Мэрил Стрип: только в Джейка! Итог: после 10 лет развода случается маленький роман.

Заметив, как больно и настойчиво наступаешь на те же грабли, начинаешь приглядываться к Адаму. Джейн это дается не сразу, ведь Адам для нее — совсем новый образ мужчины, она и не знает, что такой может ее привлечь. Но, став более зрелой, она научилась замечать то, чего сразу не видно, что можно разглядеть, только если дать себе время и не спешить. То, что удалось разглядеть в Адаме, Джейн ценила и раньше, просто внешние слои Джейка очаровывали и стимулировали фантазии о не менее очаровательных глубинных слоях личности — а начинка оказалась совсем не те такой!

Вот и простое резюме: плохих мальчиков и плохих девочек мы выбираем, когда сами не достигли зрелости. Эти наши выборы — как, впрочем, и другие — зеркала уровня развития нашей личности.

Максим Ракитин, журналист:

Читал, что фильм «Простые сложности» рекомендован людям за пятьдесят — к этому возрасту я близок. Фильм очень старый, и я ничего про него не читал, видел впервые в жизни — и сейчас, конечно, содрогнутся стены, но:

МНЕ ВСЕ ПОНРАВИЛОСЬ!

Это душевно! Такие фильмы нужно смотреть, окопавшись дома субботним вечером – это очень приятное времяпрепровождение.

Это смешно! Местами и Мэрил Стрип, и Алек Болдуин, и Стив Мартин не столько идут по сценарию, сколько просто угорают — а потому ощущаются невероятно реалистичными и органичными.

Это мило! В нашей жизни не хватает милоты, и эта милота актуальна до сих пор, хоть фильм сделан в 2009 году. Как актуальна и тема людей, которые пытаются начать жизнь заново в достаточно взрослом возрасте — как я, например. Есть четко подмеченные детали, которые совпадают с тем, что было, когда эта новая жизнь началась. Для тех, кто не начинал пока свою жизнь заново и не собирается этого делать, «Простые сложности» — просто хорошая семейная комедия, которую почему-то кто-то называет мелодрамой.

Разбавлю собственную милоту признанием, что фильм во второй раз смотреть в жизни бы не стал, равно как не хотел бы заново делать новый старт во взрослом возрасте.

Подать заявку на обучение