Киноклуб Вышки: «Виват, мушкетеры!»
Каждые две недели слушатели и выпускники Вышки, да и просто все интересующиеся, собираются на заседание Киноклуба. Суть проста: смотрим любопытную и не слишком длинную ленту и обсуждаем ее с точки зрения психоанализа и не только. А так как клуб у нас довольно молодой, организаторы не стесняются всячески креативить с темами и подходами.
На последнем заседании, например, смотрели мультик — милейшая лента «Виват, мушкетеры!» работы Антона Дьякова. Антона номинировали в этом году на «Оскар» за картину «БоксБалет». Вместе с участниками клуба помогала открывать новые смыслы картины Галина Минаева — нейропсихиатр, психотерапевт, групповой психоаналитик и лектор-супервизор Вышки.
Короткий 10-минутный мультик снят в 2017 году, но словно возвращает зрителя в детство — и «советской» рисовкой, и сюжетом про мушкетера, спасающего принцессу. Внешне это набор комедийных сцен почти в стиле «Ну, погоди!».
Проснувшись в огромном пустом замке, Мушкетер одиноко завтракает, подходит к окну — и через подзорную трубу видит, как в далекой башне плачет Принцесса: ее собирается похитить злобный Кардинал. Не раздумывая, герой прыгает на верную лошадь и бросается спасать девушку, но по пути встречается с различными персонажами-испытаниями: Волк пытается укусить, Баба-Яга — зажарить в печи, Дракон — спалить огнем.
Каждому из «монстров» Мушкетер успешно противостоит, доставая из бездонной шляпы некий предмет. Волку он кидает кость, Бабе-Яге вручает кубик Рубика, Дракону — мыльные пузыри. То есть испытания преодолеваются не через агрессию и сражение, а путем утешения.
Наконец, добравшись до Принцессы и загнав Кардинала на край обрыва, Мушкетер пытается найти еще один подходящий антиконфликтный предмет, но не успевает: Принцесса сбрасывает Кардинала в пропасть, и влюбленные начинают счастливую беззаботную жизнь в замке. В финальной сцене Мушкетер снова подходит к подзорной трубе, но Принцесса выбрасывает ее в окно, заменяя поиск новых приключений поцелуем.
Что же здесь можно увидеть с точки зрения психоанализа? Вот к каким выводам пришли участники Киноклуба.
Первый и самый очевидный слой — природа как злодейств, так и тяги к подвигам. И то, и другое растет из внутренних конфликтов отсутствия гармонии и даже банальной скуки: «монстры», получив ответ на собственные внутренние запросы, теряют всякий интерес к конфликтам, а для Мушкетера обретенная любовь должна компенсировать желание ввязываться в приключения. Проще говоря, «make love, not war».
Принцесса, похоже, относится к категории фаллических женщин, на что намекает и высокая башня, в которой она сидит. Можно предположить, что ее плач — не столько проявление страха, сколько манипуляция, направленная на привлечение Мушкетера. Именно поэтому она так быстро переходит от роли беспомощной жертвы к расправе над Кардиналом, и так решительно обрывает контакты Мушкетера с внешним миром через подзорную трубу.
Вот только сам он, кажется, такому развитию событий не очень-то рад. Что будет в гипотетической второй серии? Не превратится ли он сам от скуки в такого же «монстра», которому просто нужно вернуть увлечение? Вопрос открытый.
Если глубже разбирать символизм мультфильма, то это история о нескольких частях человеческой личности. Мушкетер — внутренняя, опорная часть, которая всегда готова прийти на помощь в разрешении проблем. Принцесса — это тревожная часть: она находится под давлением внешних обстоятельств (Кардинал), переживает, устраивает истерики. По первому зову Мушкетер бросается выручать, но разрешение любой проблемы сопряжено с несколькими уровнями сопротивления — которые и отражены в сюжете.
Для начала, Мушкетер выпрыгивает из окна — только приземляется не на лошадь, которая не ожидала такого резкого развития событий, а падает прямиком в болото. Это первый уровень сопротивления: сходу ничего не получилось, ты весь мокрый и грязный, лучше вернуться домой.
Волк, к примеру, — метафора эмоций, которые мешают в достижении цели. Страх, тревога, неуверенность — все это пытается покусать внутреннюю решимость. Баба-Яга — паранойяльная часть, которая старается демонизировать окружающий мир, выставить обычные события в драматизированном свете. Дракон — чистая агрессия, готовая сжечь огнем все неудобные обстоятельства вокруг.
Символично, что каждой из этих частей сопротивления дается соответствующий предмет. Эмоциям — кость, то есть пища. Паранойе — головоломка, чтобы отвлечься и перестать надумывать. Дракону — мыльные пузыри, ведь за этой жгучей злостью кроется просто расстроенный ребенок.
Интересна и функция лошади. Если Мушкетер — это наступательная часть, вооруженная шпагой, то лошадь можно рассматривать как более фундаментальную внутреннюю основу, которая помогает перебарывать сопротивления. Возможно, она не всегда готова на 100%, что и показано в эпизоде с болотом, но все-таки является надежной опорой — силой воли, на которую всегда можно положиться. Без нее даже самый решительный настрой не гарантирует успеха в решении проблем.
Если разбирать символы по теории Фрейда, то центральные персонажи мультфильма — это схематичное изображение человеческой психики. Лошадь — бессознательное, Мушкетер олицетворяет сознательную часть, наше «Я», а вожжи — это предсознательное. Таким образом, только сохраняя взаимосвязь всех трех частей, можно «скакать через лес», одолевать «монстров» и добиваться целей.
Фактически это метафора того, как каждый человек в процессе взросления стремится взять в руки вожжи, обуздать свое бессознательное и получить над ним контроль, направляя свои внутренние импульсы туда, куда нужно. Иначе «лошадь» бежит в какую-то непредсказуемую сторону, «Мушкетер» падает в лужу, а «Принцесса» не спасена.
Таким образом, если в человеке выстроена гармония сознательного, бессознательного и предсознательного, он способен слышать свои внутренние запросы и тревоги, реагировать на них, успокаивать — и добиваться поставленных целей. Впрочем, это не гарантирует стопроцентного удовлетворения в случае успеха, о чем зрителю и сообщает двойственный финал картины.