«Пожалуй, я самый случайный человек на курсе. Но неслучайный!»
Слушатель второго курса Вышки Александр Селяев — о том, как айтишник по профессии и натуре может заинтересоваться психологией, пойти учиться, открыть мир совершенно других людей и трансформировать жизнь.
Я, наверное, самый случайный из тех, кто учится на Программе. В свое время ходил к психологам, в какой-то момент захотелось самому понять, что это такое. Начал думать, какой университет и программу выбрать, и как раз пересеклись на тренинге с коллегой, который закончил Вышку.
Коллега рассказал, что в Вышке есть программа, где все идет через практику, теория дается в режиме «разумной достаточности». К тому же, Вышка на слуху — поэтому ее и выбрал. Забавно, что, как только я всерьез решил пойти учиться, сразу произошел судьбоносный разговор с коллегой. Так что я даже не стал гуглить, просто подал документы и все.
Впервые увидел преподавателей только на вводном дне, уже после зачисления. Получается, я совсем случайный по отношению к 99, а то и 100 процентам остальных слушателей, которые шли осознанно и пытались пробиться! Но, наверное, это неслучайная случайность.
Больше всего удивил Андрей Владимирович Россохин — таких людей я в жизни не встречал. Настолько внутренне грандиозный, величественный, в чем-то нарциссичный, но одновременно понимающий, как не поломать остальных. Никогда такого не видел.
Само обучение поразило открытостью, с которой преподаватели ведут занятия, с которой общаются студенты. Для меня это не свойственно — айтишники замкнутые люди, интроверты. И когда от интровертов приходишь к гуманитариям, у которых чаты разрываются от разговоров, смотришь на это и думаешь: «Как вы умудряетесь 24 часа в сутки общаться в чате!»
Выясняется, что легко. И это очень интересно: совсем другой взгляд, совсем другие люди, с которыми я никогда в жизни не общался и не пересекался. Причем все ребята из разных отраслей — психологи, коучи, HR, кого тут только нет. Тем, кто только готовится к поступлению в Вышку, хочу порекомендовать в первую очередь быть открытыми, иначе два года обучения пройдут впустую. Открыть свой контейнер, начать его расширять — и тогда результаты будут удивительные.
На первой встрече со студентами Россохин говорил: «За следующие два года вы изменитесь». Так действительно и произошло. Вроде бы каждый день ходишь на лекции, слушаешь, что-то говоришь. А потом оглядываешься назад, сравниваешь себя с тем, который только пришел — и видишь, что получил просто громадьё знаний, экспертизы и понимания.
Причем такого понимания, что иногда сам себя за руку держишь. Новички-психологи ведь любят всех анализировать: это нарцисс, та истеричка и так далее. И на работе приходится себя держать за руку — хоть и понимаю, кто этот человек, моя задача не лечить его, а вместе работать. Самое сложное и интересное — тот опыт, который приобретаешь. То есть не помогать человеку, когда он не просит, а достигать результатов при помощи той экспертизы, которую уже нарастил в этой области.
Полученные знания действительно помогают в обычной жизни. Стал спокойнее относиться к паранойям, страхам и истерикам других, особенно на работе — потому что понял, что у людей внутри свои тараканы и демоны, с которыми они справляются сами. То есть не на тебя кричат, а на своих демонов в голове. А еще в Вышке учат психодинамике в коллективах и организациях: всегда есть что-то, что давит, проецируются страхи и образы. Я научился от всего этого «отлепляться», чтобы не давило так сильно, как раньше.
Со своими проектами теперь работаю спокойно. Не довожу коллег до белого каления, потому что проецирую какие-то мысли и образы из прошлого опыта и хочу, чтобы люди так же себя вели. По разговорам с ребятами, они видят, что я поменялся. Сейчас это главный практический результат обучения.