• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Путь у каждого свой, главное — возможностей сейчас масса»

Выпускник 2020 года Дарья Михновец — о том, как за пять лет пройти путь от абитуриента до профессионального психолога и преподавателя в двух институтах.

Два года в Вышке оказались невероятно увлекательными с точки зрения учебы и общения с коллегами и преподавателями — как в хороших американских фильмах про студенческую жизнь. Разве что в общежитии мы не жили. Столько всего происходило!

На первом курсе больше фокусировались на индивидуальной работе: множество практики, супервизий, работы с реальными клиентами — бесценная возможность себя попробовать и войти в процесс без сильных страхов. По нынешнему опыту преподавания могу сказать, что у многих слушателей с этим возникает ступор, но на Программе все выстроено понятно и безболезненно — есть четкая структура, все показывают и объясняют, вводят в практику максимально удобным образом.

Второй курс был больше посвящен работе с группами, и там для меня самой ценной оказалась тема психодинамического исследования личности и организаций, которую преподавали Александр Евдокименко и Екатерина Стрижова. Было очень интересно разбираться в типологии личности, изучать примеры известных публичных людей, бизнесменов, предпринимателей — и в итоге все это стало базой для моей дипломной работы.

Я исследовала историю Элизабет Холмс — основательницы стартапа Theranos, который называют величайшей аферой современности. Изучала особенности ее личности через психоаналитическую теорию, чтобы понять, как получился такой исход. После выпуска несколько раз выступала с этой работой на лекциях и мастер-классах — так что точно могу сказать, что учеба в Вышке пригождается и дальше.

Сейчас у меня собственная практика. Работаю больше в психотерапевтическом методе, чем в коучинговом, параллельно преподаю разные дисциплины психологии в учебных заведениях — в одном вузе читаю лекции по психологии в бизнесе, в институте дополнительного профессионального образования занимаюсь клинической психологией. Там же участвую в большой модернизации учебной программы.

В Вышку поступала, не имея психологического образования — хотя интерес к теме всегда был, читала Фрейда и других авторов. Но лекции Виталины Олеговны Чибис, например, все равно поначалу оказались набором непонятных слов, от которых клонит в сон. Теперь читаю профессиональную литературу, возвращаюсь к некоторым учебникам пятилетней давности — и оказывается, что все просто и понятно.

Освоить эти премудрости помогла мотивация: поступая, точно знала, что хочу работать психологом, поэтому прикладывала все возможные усилия — и вот, пять лет спустя, я уже и консультант, и преподаватель. Пригодилось в профессиональном плане и знание языка: начала в одном вузе с лекций для англоязычных студентов, накопила опыт — и с ним пришла уже во второй институт.

Конечно, без Программы было бы намного сложнее. Здесь и огромный объем знаний, и опыт создания ВКР под руководством кандидата наук по всем стандартам — как писать научные тексты, как разрабатывать материал для лекций, как выступать с докладами. Все это очень пригодилось. После выпуска выступала в Вышке и МГУ, участвовала в написании аналитического доклада НИУ ВШЭ, посвященного годовщине пандемии — и до сих пор продолжаю сотрудничать с преподавателями Программы.

В практику вступила при первой же возможности — и примерно через год она уже превратилась в полноценную профессию. Меня часто спрашивают, стоит этим заниматься или нет, окупаются ли усилия — ответ тут простой: все очень индивидуально. Зависит от исходных запросов и ожиданий, от того, сколько усилий вы готовы потратить. Их точно потребуется много — нужно организовать рабочее место, наладить каналы привлечения клиентов, отладить финансовые и налоговые процессы. У меня есть ассистентка, которая следит за календарем и ведет первоначальную коммуникацию с клиентами.

Путь у каждого выпускника Программы свой: работа с частными лицами или организациями, научная или преподавательская деятельность, а может, что-то совсем новое вроде вышкинского Киноклуба — вариантов масса! Тем более с учетом того, как бурно развивается психологическое направление в нашей стране. 

Среди преподавателей хочу выделить, в первую очередь, Виталину Олеговну Чибис — сейчас учусь в Институте психоанализа на Чистых прудах, снова слушаю ее лекции и проникаюсь теплыми воспоминаниями. Я даже играла Виталину Олеговну в нашей постановке по «Матрице» на посвящении первокурсников — был там такой персонаж, Чибифия.

Пригодились в работе курсы Александра Евдокименко и Екатерины Стрижовой, и нельзя не отметить Андрея Владимировича Россохина. То, как детально он показывает на практике тонкости индивидуальной работы, завораживает — первый кейс мы смотрели, кажется, месяца два, двигаясь шаг за шагом, чтобы ничего не упустить.

На Программе абсолютно волшебные супервизоры — все разные, с собственным взглядом, но без исключения профессиональные. Ольга Чекункова, Наталья Лужанская, Ася Лейкина, Светлана Федорова и многие другие дают бесценный опыт для практической работы. Кстати, некоторые из коллег, с которыми я училась на Программе, теперь и сами стали супервизорами.

Три слова о Программе? Феерия, Креативность, Профессионализм!

Подать заявку на обучение