• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Семьи уже начали ходить к психологу, а бизнес-партнеры — пока нет»

Слушатель второго курса Мария Ситковская — о том, почему вышла в практику на год позже остальных, но нашла очень важную нишу.

Руководить университетом — это как управлять заводом и театром одновременно. Каждый год надо делать все одинаково хорошо, занятия начинаются и заканчиваются примерно в одно время, расписание довольно жесткое — но каждый год у нас разные студенты и преподаватели, и очень быстро меняется индустриальная среда, в которую мы поставляем креативные кадры.

Руководить университетом — это как управлять заводом и театром одновременно. Каждый год надо делать все одинаково хорошо, занятия начинаются и заканчиваются примерно в одно время, расписание довольно жесткое — но каждый год у нас разные студенты и преподаватели, и очень быстро меняется индустриальная среда, в которую мы поставляем креативные кадры.

При этом нужно обеспечивать постоянное клевое качество — но в образовательной среде мало что можно изменить административными, авторитарными решениями. Что бы ты ни придумал у себя в кабинете, магия начинается в тот момент, когда преподаватель входит в класс. Поэтому моя задача — создавать среду и управлять пространством на очень тонких материях.

А ведь у нас еще и преподаватели все crème de la crème, каждый со своим мнением, и максимально творческие студенты — то есть полный спектр расстройств, который только можно придумать. Все по-своему сублимируют, у всех свои защиты, проявления и регистры этих проявлений.

Где-то в пандемию я поняла, что моих творческих и управленческих навыков хватит еще на пару лет — а дальше, чтобы поднять университет на уровень выше, мне для начала надо разобраться с собой. Был нужен новый набор осознаний — и в первую очередь за ними, а не за следующей профессией, я пришла на Программу. Стояла абсолютно утилитарная задача усилить себя как управленца.

Но ведь нет ничего интереснее, чем шесть дней в неделю рассматривать собственный внутренний мир! До поступления уже несколько лет была в личной терапии, а теперь с удовольствием занимаюсь собой в Вышке. При этом в практику вступила совсем недавно — всего месяц назад, когда уже практически дописала ВКР.

Как так получилось? В первом семестре, как и у всех новобранцев, было много восхищения и фантазий на тему следующей профессиональной идентичности. Где-то в прошлом марте, когда многие однокурсники как раз начали практиковать, я села и рационально посчитала: как владелец университета я зарабатываю столько-то, еще столько-то — как CEO этого же университета. А в качестве коуча, даже если ставить ценник как у Марины Мелия, до которой мне 30 лет пути, — получится намного меньше.

Поняла, что профессией для зарабатывания денег это точно не станет — и поменяла фокус. Решила, что это интересно с точки зрения текущей идентичности управленца, а также развития параллельной карьеры. Потому изменился и подход к обучению. За первый семестр не пропустила ни одного занятия — притом, что у меня трое детей, большой бизнес, а на дворе вдобавок был турбулентный 2022 год.

Со второго семестра начала осознавать, что сильно напиталась, очень много всего прочитала — 20 – 30 книг в месяц для меня не проблема — и теперь можно выдохнуть. Решила посвящать обучению столько времени, сколько посвящается, потому и с выходом в практику не спешила. Зато вышла сразу в executive-коучинг, работаю с крупными предпринимателями и приношу на наши учебные супервизии кейсы, которые вызывают большой интерес у группы.

Мы с коллегой консультируем предпринимателей-партнеров, то есть работаем пара на пару, два клиента и два коуча. В Кремниевой долине это называется bro-coaching. У нас это направление пока не распространено, но я со своим опытом могу быть в нем наиболее полезна — и вижу большие перспективы.

Семейная терапия в России начала хоть сколько-то набирать обороты, но партнеры в коучинг не ходят: пока это считается проявлением невозможности договориться самим. В лучшем случае за решением проблем идут в баню или выпить! Но риски здесь намного выше, чем при разводе — ведь если партнеры не договорятся, рухнет и бизнес, а следом могут развалиться еще и две семьи, не выдержав финансовых потерь. Словом, если наши предприниматели начнут ходить к консультантам, будет круто.

Об этом же я написала ВКР — и получила от процесса огромный кайф. Собрала команду однокурсников, чтобы каждый делал то, что умеет лучше всего. Один пишет теорию, второй проводит исследования, третий редактирует, четвертый занимается практикой, пятый ищет клиентов — и все вкладываются в общее дело. Мы быстро написали работу, не напряглись и остались очень довольны.

Я как раз занималась поиском клиентов, кинула клич в бизнес-сообщество «Атланты», где состою — и за сутки к нам пришло 15 пар предпринимателей. Поняла, что материал горячий, всем ребятам очень сильно нужна помощь — и многие в итоге перешли в платную работу. Пока мало кто понимает, куда приносить такие проблемы, и когда они находят место, в котором можно разместить тревогу о партнерстве, это очень круто. Прежде чем обращаться к юристам, в суды и по-серьезному воевать, можно просто доверительно поговорить через коуча!

С Программы я вынесла намного больше, чем ожидала. Думала, что получу практические инструменты для управленческой деятельности — и даже их получила, но совершенно другие. Стала иначе смотреть на организацию, на психодинамические процессы, протекающие внутри группы, начала лучше понимать, что происходит, и приносить дополнительные ракурсы в команду.

Все это помогает уменьшать тревогу — в чем и состоит одна из задач университета. Когда все вокруг рушится, а люди недоумевают, что же будет дальше, мы всегда знаем: во вторник — лекция. В этом смысле академическая институция обладает терапевтическим эффектом для всего сообщества.

Но администрация университета, которая несет это все на себе, контейнирует очень много чужой тревоги — и теперь я могу лучше поддерживать свою команду. А больше всего я вынесла с Программы про саму себя, ведь обучение здесь — это, по сути, терапевтические сессии шесть дней в неделю.

Даже будучи управленцем из образовательной сферы, на учебу смотрела глазами студента — и проходила через те же самые фазы, что и все. Очарование, разочарование и так далее — все по классике, как и должно быть. Программа супер-насыщенная, супер-ориентированная на практику, каждый может взять отсюда ровно столько, сколько в состоянии унести.

У нас суперкрутой поток, который сам себя считает лучшим в истории Программы. Невероятно поддерживающее, доверительное, безопасное пространство, где каждый на практике понимает: именно так должно быть между коучем и клиентом. Но одновременно это еще и развивающее пространство: на потоке 200 человек, и наши болталки — просто кладезь знаний, компетенций и нетворкинга.

Три слова о Программе? Пусть будет побольше: Путь к Себе в Хорошей Компании!

Подать заявку на обучение