«Столько лет руковожу людьми, а первого клиента брать робел»
Топ-менеджер с десятками лет опыта и выпускник Программы Михаил Яковлев — о том, как пришел учиться из спортивного интереса, а теперь считает психоаналитическое консультирование основной работой и играет в студенческом кино.
До поступления на Программу я не слишком интересовался психологией как таковой — хотя работа руководителя, которой я занимаюсь почти всю жизнь, так или иначе построена на взаимодействии с людьми. Но с Андреем Владимировичем Россохиным мы были знакомы уже в то время: вместе выступали на форумах, занимались проектами. Екатерина Голубкина, которая тогда была директором по развитию Программы, работала в моей команде еще в «Билайне». Эти два человека убедили меня, что надо поступать.
Я им просто доверился. Конкретных ожиданий не было — был спортивный интерес попробовать. Практически сразу эта учеба меня увлекла: психология оказалась очень интересной! Помню, как на первом семестре мы, первокурсники, приходили на супервизии еще без собственных клиентов и впечатлялись тем, как все там происходит.
Зацепили лекции про бессознательное. Этот термин часто используется в быту — мол, он бессознательно что-то сделал. Здесь я понял, что это такое на самом деле — космос, который есть в каждом человеке, без всяких границ времени, физики и химии. Это было почти что озарение. Воодушевился, заинтересовался и стал ходить практически на все занятия, насколько позволяли командировки — онлайн-формата тогда еще не было. «Прогуливать» было обидно, посещал как мог!
При этом достаточно долго, по меркам обучения на МП, я не брал собственных клиентов для практических сессий. Для себя объяснял это загрузкой, работой, командировками — но на самом деле внутренне чувствовал, что не готов. Несмотря на то, что несколько десятилетий только и делал, что работал с людьми.
Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что люди приходили с практически сформированными запросами — которые далеко не всегда касались именно рабочих моментов. Было и про взаимоотношения с сотрудниками, и с начальством — получается, уже тогда я работал в консультационном формате, только не знал, что это так называется.
И все же первого клиента я брать робел. Решился только ближе к концу первого года — и, невзирая на весь опыт, очень волновался. Клиент на сессию не явился: девушка, которая должна была прийти, сослалась на растянутую ногу. Супервизию у Россохина это не отменило — сидели, разбирали фактор клиентского сопротивления.
Дальше закрутилось. Начал брать клиентов из программы «Доступный коучинг», затем появились коммерческие — и теперь считаю это своей основной работой, несмотря на обязанности генерального директора и прочие проекты. Парадоксально, но это так!
Можно сказать, что в психоаналитическом консультировании я открыл новое призвание — но ведь хорошо, когда призвание еще и приносит деньги! Уровни и запросы у всех, конечно, свои, главным источником заработка я это назвать не могу — и все же в какой-то момент понял, что за счет консультаций успел окупить затраты на обучение и выйти в плюс.
Повлияла Программа и на профессиональную сферу. После обучения я не планировал специально как буду общаться с теми или иными людьми — но теперь чаще анализирую, с какими запросами приходят партнеры и подчиненные и как я с ними разговариваю. В принципе, как руководитель я всегда предпочитал не раздавать советы и указания, а доносить до подчиненных смысл действий, которые надо предпринять. Так вот, эффективнее делать это через коучинговый формат, когда они сами доходят до нужной мысли.
Несмотря на то, что учился я много и старательно, после получения диплома продолжал добирать знания: бесплатный доступ к лекциям и материалам для всех выпускников — прекрасная опция! В этом году, правда, уже не хватает времени — но это, наверное, опять «объяснялки» для самого себя. Думаю, что еще не раз воспользуюсь возможностью пополнить знания.
Помимо фантастического курса Россохина, на Программе запомнилась «Мастерская проработки кейсов». Это тоже практическая работа, когда приходил руководитель или владелец бизнеса — и по специальной методике мы коллективно разбирали его запрос. Было очень интересно, потому что мы отрабатывали реальные кейсы людей, приходивших «снаружи».
Очень нравилась «Психодрама», я участвовал практически во всех занятиях, причем каждый раз играл какую-то роль — не важно, мужскую или женскую. Мог играть папу, маму, бабушку, сотрудника — кого угодно. На самом деле, здесь нет неинтересных предметов — увлекает абсолютно все!
Отдельная замечательная черта Программы — люди, которые там учатся. Это настоящая группа единомышленников, находящихся на одной волне. Полноценная студенческая жизнь с капустниками, праздниками, посвящениями первокурсников, неформальными встречами.
Коллектив очень творческий, и раскрытие потенциала взрослых людей с семьями и образованиями — удивительный процесс. Даже после выпуска продолжаю с удовольствием участвовать во всех этих тусовках — например, на Новый год ребята с разных курсов сделали фильм, и я там снялся сразу в нескольких ролях.
Три слова, которыми можно описать Программу? Профессионализм, Страсть, Интерес!