«К сорока годам я наелся корпоративной жизнью»
Выпускник программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ и управляющий партнер «Монтрё-Коучинг» Сергей Львовский о том, насколько легко отказаться от высокого поста в компании с оборотом 24 млрд евро в год, чтобы стать психоаналитическим коучем.
Моя дорога в психологию началась еще в школе — в 1987 году я стал финалистом биологической олимпиады МГУ по поведенческой зоологии. Мне было интересно, как животные реагируют на разные стимулы, чем регулируется поведение в стае, как рождается и проявляется агрессия. Я хотел изучить, как все со всем взаимодействует, какую роль в поведении играет среда, которая либо запускает, либо, наоборот, замораживает предустановленные программы.
Много образований, карьерных успехов и лет спустя я оказался в классическом коучинге и заскучал. Решил добавить в арсенал чего-нибудь разэтакого — например, коучинг с использованием психоаналитических техник. Провел маркетинговое исследование, сузил выбор до трех вариантов, навел справки — и выбрал магистратуру в Вышке. Мои товарищи в тот момент как раз здесь учились и подтвердили, что в расписании все по делу, без побочных предметов, которыми перегружены другие магистерские программы. С практикой вообще все отлично — от сессий, консультаций и супервизий пухло расписание.
Жизнь показала, что выбор я сделал правильный. Уважаю западный стиль обучения, когда ко мне относятся как к коллеге и дают пространство для развития по заданному вектору. После обучения в трех бизнес-школах, две из которых были в Европе, я стал приверженцем дружелюбной поддерживающей атмосферы. В Вышке как раз такая: рассказали, какие взгляды бывают, объяснили, что нужно почитать, дали закрепить знания на практике. Просто, по делу, без лишней монументальности.
Еще в 90-х я занимался поведенческой психологией, закончил школу МГИМО, стал сертифицированным тренером по коммуникациям. Всегда понимал, что в основе любого поведения лежат определенные причины, с интересом исследовал внутренний конфликт между разными «Я» человека. У животных нет конфликта разных «Я», задачи просты и понятны: надо выжить, найти пищу и самому не стать пищей, обзавестись потомством и вырастить его. Дальше идут вариации поведенческих схем. У людей к этой базе добавляются выкрутасы с неуемным либидо, плюс любопытный конфликт между либидо и супер-эго, который, в свою очередь, наслаивается на конфликт разных «Я». Как человек все это умудряется удерживать в одном флаконе и функционировать слаженно — невероятно интересно! В эту тему я смог погрузиться еще глубже на курсе Евдокименко «Психоаналитическая диагностика личности и организации» — из программы именно он запомнился больше всего.
Программа добавила новых тонов не только в профессиональную, но и в личную жизнь. В целом, я очень темпераментный человек, предрасположен к резким реакциям и оценочным суждениям. Здесь научился выдерживать нейтралитет — насколько это возможно, конечно. Теперь осваиваю новую для себя позицию заинтересованного, но отстраненного наблюдателя.
Тех, кто после окончания программы собирается оставить корпоративную деятельность и полностью посвятить себя коучингу, я, во-первых, поздравляю — это прекрасный шаг! Но и предостерегаю: надо приготовиться к потере статуса. Ведь в корпоративной жизни как происходит – даешь визитку большой компании, тебя все уважают, ведь ты имеешь доступ к большому корпоративному ресурсу. А потом раз — и ты коуч-психолог, обладаешь только человеческим капиталом. Вдруг перестаешь летать бизнес-классом, есть в дорогих ресторанах и должен получать признание за то, что ты сам молодец.
Для меня удовольствие быть независимым консультантом перевесило все бонусы от работы в крупной компании. Даже странно, что в один прекрасный день они потеряли для меня всякую важность, хотя моей последней большой должностью был пост коммерческого директора в «Содексо-Евразия» с оборотом 24 млрд евро в год. К сорока годам я наелся корпоративной жизнью, начал посматривать по сторонам и сформулировал пять требований к новой профессии:
· Нет начальников
· Сам распоряжаюсь временем
· Работаю головой
· Приношу людям пользу
· Могу работать до глубокой старости
Очень рад, что профессия психоаналитического коуча сочетает все эти пункты — можно работать и в 80, и в 90 лет, если хочешь — подключайся хоть из дома престарелых. Главное, чтобы там были быстрый интернет, сигары и красивая сиделка.