«Окружающих людей теперь вижу словно в формате 3D»
Выпускник Светлана Гладышева — о синдроме отличницы, поиске призвания и новом взгляде на себя и людей.
Несмотря на всё образование, многие годы чувствовала, будто чего-то не хватает. Например, на курсе MBA мы активно проходили change management — но в реальности я видела, что изменения всё равно идут с трудом, даже если управляются согласно лучшим менеджерским теориям. Понемногу начала интересоваться психологией, заниматься с различными специалистами, и пришла к выводу: мало знать управленческие процессы, нужно ещё и понимать людей, ведь всё так или иначе проходит через них.
Несмотря на всё образование, многие годы чувствовала, будто чего-то не хватает. Например, на курсе MBA мы активно проходили change management — но в реальности я видела, что изменения всё равно идут с трудом, даже если управляются согласно лучшим менеджерским теориям. Понемногу начала интересоваться психологией, заниматься с различными специалистами, и пришла к выводу: мало знать управленческие процессы, нужно ещё и понимать людей, ведь всё так или иначе проходит через них.
О нашей Программе узнала совершенно случайно. Был май 2021 года, я работала из дома, потому что как раз получила новую европейскую роль — и вся работа шла онлайн. Заскучала от отсутствия динамики в жизни: хотелось чему-нибудь поучиться — вообще очень люблю это делать — но не совсем понимала, чему.
Активно не искала: казалось, что не время, на руках двое маленьких детей, новая работа, да ещё и неопределенность с ковидом. Зато муж как раз хотел пойти учиться на психолога и рассматривал разные университеты. Навсегда запомнила этот момент: укладываю дочку спать, листаю телефон — и вижу сообщение от мужа: «Я не знаю, где ты найдешь три часа, чтобы это посмотреть, но твоя жизнь больше не будет прежней».
По ссылке была запись Дня открытых дверей МП, я посмотрела примерно половину, вышла на кухню — и у меня потекли слезы. Муж взглянул на это и говорит: «Понял! Я не иду учиться на психолога, зато ты поступаешь на МП». Он сразу увидел, что это мое, а вот я сильно переживала, что меня не возьмут. От волнения долго не могла написать эссе, отправила его довольно поздно, а потом сидела и ждала в трепете.
Наконец, Юлия Иванова назначила собеседование — я к нему очень готовилась, чуть ли не рекомендательные письма собирала, а она звонит и говорит: «Светлана, здравствуйте, я прочитала эссе. Вам — к нам». Оказалось, я умудрилась в двух первых предложениях отразить почти всю суть нашей Программы!
Попадание было очень точным и правильным, хотя и не рациональным: я шла по зову сердца, без четкого плана вроде «вот здесь отучусь, отсюда начнется новый карьерный трек, там перейду туда-то». Целей было две. Первая — получить новые знания о людях, и уже потом разобраться, как их использовать. А вторая — как следует кайфануть! Понимала, что предстоят суперские два года в очень развивающем сообществе в одном из лучших университетов страны, и собиралась ими насладиться.
Помню, как на приветственной лекции Андрей Владимирович говорил очень правильные вещи. Что не нужно слишком сильно идеализировать Программу и поддаваться восторгам — чтобы не наступило обесценивание. И что не надо пытаться взять от обучения всё — потому что даже самые супер-отличники осваивают максимум 70 процентов. Тогда ещё самоуверенно подумала: «Ну это просто я у вас ещё не училась!». Но Андрей Владимирович оказался прав.
В первые месяцы пыталась объять необъятное — а оно, естественно, не обнималось. Будучи вечной отличницей, от этого расстраивалась, но в итоге приняла, что некоторые вещи надо отсечь. Помню, как пришла на лекцию по психоанализу, села с тетрадкой на первый ряд, Виталина Олеговна Чибис начала говорить — и я поняла, что слова знакомые, но в смыслы они никак не складываются! Чувствовала себя как в фильме «Тупой и еще тупее». И даже сейчас могу сказать, что психоанализ — одна из самых сложных вещей, которым я когда-либо училась.
Программа дает умение жить в этой неопределенности — как говорят у нас, не всё, не сразу и не в одиночку. Нужно быть готовым к тому, что знания улягутся через какое-то время — концепции сложные, насыщенность высокая, но в какой-то момент всё получается. Как-то на втором курсе я решила вернуться к лекциям, которые слушала год назад — и с удивлением обнаружила, что всё понимаю!
Запомнился и сильно повлиял на меня курс по призванию от Анны Сергеевны Кан. Мы очень глубоко и разнообразно разбирали эту тему с разных точек зрения — от психоанализа до религии — и для многих слушателей, пришедших на Программу как раз в поисках себя, здесь открылись важные смыслы. Очень яркая, важная и позитивная сфера, с которой я и дальше хотела бы работать!
В практику я вступила активно, причем первый же клиент перешел в платную работу. Была в абсолютном ужасе — не знала, как реагировать, и что с этим делать! Но на втором курсе интенсивность консультаций снизила: пошли большие жизненные и карьерные изменения, надо было писать магистерскую диссертацию. После выпуска тоже сохраняю практику в минимальных объемах.
Практика приносит мне огромное удовольствие, но я дала обещание себе и семье сделать передышку в полгода-год, чтобы выправить баланс. Инвестировать в дочерей, старшая из которых пошла в первый класс, в отношения с мужем, в здоровье и спорт и во все остальные области, где было недостаточно фокуса во время учебы. Кроме того, выяснилось — и за это тоже спасибо курсу по призванию — что мне очень нравится моя работа. Если раньше посещали мысли сменить направление и уйти из корпорации, то теперь поняла: хочу консультировать и работать с людьми, но и основную карьеру оставлять не готова.
Должна сказать, что на Программе обнаружила у себя кучу недостатков — здесь нарциссизм, тут маниакальность, там ещё что-то — но в итоге стала любить и принимать себя намного больше. Мы со мной наконец встретились не в искаженном зеркале, а в очень четком и прозрачном. Познакомились, решили отойти от перфекционизма и продолжить дружно жить в том формате, который есть!
Окружающих людей теперь вижу более объемно, словно в формате 3D. По работе веду много переговоров и внутри, и за пределами компании — и намного лучше понимаю людей, легче с ними коммуницирую, опознаю, к какому типу они относятся. Не то чтобы я специально навешивала ярлыки — просто новые знания органично встроились в картину мира и стали частью меня, и развидеть всё обратно уже невозможно.
Тем, кто думает, поступать ли на Программу, хочу сказать: скорее всего, где-то глубоко внутри решение уже принято. Иногда в поисках призвания мы подключаем слишком много рациональности. Если вы уже изучаете, читаете материалы и интервью — значит, внутри что-то скребется. Есть возможность —решайтесь. Эта инвестиция точно не будет бесполезной: получите и знания, и опыт, и новую профессию, и классных людей вокруг — и просто насыщенно проживете два года!
На мой взгляд, на Программе идет даже не обучение, а научение. Мы живем в мире, где ценность знаний в каком-то смысле снижается — пожалуйста, информации и курсов в интернете предостаточно. Но знать и уметь — разные вещи, и Программа как раз дает уникальную возможность научиться всему на практике, в реальности. Так что тем, кто как раз собирается вступать в практику, говорю: не бойтесь, не сомневайтесь — пробуйте и используйте этот великолепный шанс!
Недавно четырехлетняя дочь спросила за ужином: «Мам, зачем мы живем?». Я, конечно, задумалась — и пошла в чат-болталку к коллегам с МП обсудить, как понятно ответить на такой вопрос четырехлетнего человека? Главная сила Программы — в её людях. Наверное, не случайно именно на нашем курсе возник Клуб Выпускников как еще одна опора поддерживающего пространства МП. И даже если не находишься в нём каждодневно — ментально всё равно там.
Три слова о Программе? Это Моя Стая!