Десять фраз, после которых надо насторожиться и уйти к другому
Прогрессивно настроенное человечество давно не подвергает сомнению пользу, которую бизнесу, руководителям и даже простым гражданам приносит работа с психоаналитическим коучем.
Казалось бы – что сложного? Выбираешь консультанта с дипломом, формулируешь запрос и… вперед, к новым свершениям. Все почти так, но есть небольшой нюанс – достаточно хорошего коуча еще нужно найти! Того самого профессионала, который и блестящий теоретик, и великолепный практик, и уже опытен, но все еще интересуется людьми, и одновременно напорист и нежен. Хм — похоже, идеального спутника жизни встретить намного легче!
Так как же понять, что коуч — достаточно хороший? Руководитель нашей Программы Андрей Владимирович Россохин рекомендует быстрый вариант — о нем расскажем в финале нашей публикации. Для тех, кто только собирается обратиться у консультанту или раздумывает, как оценить уже проделанную работу, мы попросили выпускника Программы 2022 года Алексея Бахолдина подготовить список фраз, которые, по идее, невозможно услышать от психоаналитически-ориентированного коуча. Если вы их все-таки слышите во время консультации — знайте, что, во-первых, с вами работает не выпускник нашей Программы. Во-вторых: возможно, стоит задуматься и еще немного поискать.
Итак, внимайте:
1. «У меня тоже такое было. Тут все просто. Смотрите...»
Подобная фраза нарушает принцип уникальности личности и неповторимости опыта клиента. Последнее, за чем люди приходят к коучу – послушать про его богатый жизненный опыт и про то, как он справлялся с похожими проблемами и задачами. На сессиях коуч работает исключительно с материалом, который приносит клиент.
2. «Извините, нельзя ли помедленнее? Я записываю»
Это маркер технической «ошибки» на сессии. Коуч не должен «прятаться» за записями и прерывать клиента – это нарушает контакт. В итоге пространство беседы, в котором может появиться важный материал, разрушается. Делать краткие пометки в блокноте не возбраняется, но у коуча нет задачи повторять на бумаге слово в слово, что говорит клиент.
3. «Не бережете вы себя. Отдохнуть вам надо»
Хороший дружеский совет… Но где здесь психолог и психология? Действительно, многие внутренние проблемы возникают от перенапряжения, стресса, невозможности создать пространство для отдыха и восстановления. Однако не следует полагать, что клиент сходит в театр, съездит погреться на море — и это решит все проблемы. Римский философ Сенека писал своему другу: «О Люцилий, чему ты дивишься, что путешествия тебе не помогли. Ведь ты повсюду за собой возил себя самого». Осмелюсь продолжить: а также свои внутренние конфликты, которые привели к истощению и этой самой «усталости». В первую очередь коуч исследует причину этих конфликтов, а не дает совет.
4. «Ну какая же это проблема! На этом жизнь не заканчивается»
Так коуч обесценивает и проблему, с которой пришел клиент, и самого клиента, поскольку тот не в состоянии самостоятельно с ней справиться. Любой внутренний конфликт независимо от повода достоин профессионального уважения, интереса и исследования. Даже если проблема кажется незначительной и несерьезной.
5. «Погодите. В прошлый раз вы говорили другое… У меня все ходы записаны»
Если бы коуч задавался целью подловить клиента на лжи, то он был бы следователем, а не коучем. Работа психоаналитически-ориентированного консультанта почти всегда связана с конфликтами и противоречиями во внутреннем мире клиента. Коуч обязан выдерживать эти конфликты, именно это открывает для него возможность исследовать и разрешать их.
6. «Вы пришли уже в десятый раз, а я так и не понял ваш запрос. С чем мы будем работать?»
Подобной фразой коуч обесценивает, прежде всего, себя. Работа с запросом клиента является основной для психоаналитического консультанта, особенно на первых этапах взаимодействия. Поэтому перекладывать ее на клиента, как минимум, непрофессионально. Одна из обязанностей коуча – как раз научиться «видеть и слышать» основной конфликт в рассказе клиента. Причем этот конфликт может быть совершенно иным, вплоть до полной противоположности запросу.
7. «Все понятно – причины кроются в вашем детстве»
Психоанализ во многом построен на исследовании прошлого. Опыт, в том числе и детский, формирует определенные паттерны поведения, то есть уникальный набор психологических защит. В процессе жизни паттерны укореняются и становятся частью личности. Иногда они помогают добиваться результата, но гораздо чаще, наоборот, мешают. Коуч не должен винить во всех горестях клиента плохое детство. Уникальный прошлый опыт является неким пространством для исследования, когда консультант вместе с клиентом пытаются осмыслить проблему, увидеть, что повторяется и мешает добиваться целей, и, главное, найти ответ на вопрос – что поможет действовать «по-другому».
8. «Проблема в том, что вы – обсессивно-компульсивный нарцисс-социопат с депрессивно-мазохистическими особенностями пограничного функционирования, в которых прослеживаются параноидально-шизоидные тенденции»
Фраза, конечно, гротескная и гипертрофированная, но она раскрывает сразу три важных аспекта:
Во-первых, коуч не ставит диагноз и уж точно не сообщает клиенту предположения о его способе функционирования и типе личности. Эта информация – исключительно для «внутреннего пользования». Так проще анализировать материал клиента и выстраивать с ним работу.
Во-вторых, попытки типирования в значительной степени упрощают работу коуча, но одновременно отдаляют его от клиента. Дело в том, что тогда коуч начинает работать с «типом» клиента, то есть неким набором характеристик, описанных в умных книгах. Именно в этот момент работа с реальным человеком прекращается, а начинается взаимодействие с околонаучным представлением о нем.
В-третьих, коуч должен стремиться выстраивать общение с клиентом на доступном непрофессионалу языке. Попытка показать «ученость» за счет большого количества непонятных слов, терминов и определений обрекает работу коуча на провал. Ориентиром должно служить умение говорить о сложном просто, не по учебнику. Но при этом, конечно, не искажать смысл.
9. «Чтобы справиться с проблемой, вам необходимо… Записывайте»
Тем, кто еще не погрузился в мир психоаналитически-ориентированного консультирования, может показаться странным, но коучи не дают советов. Хотя, казалось бы, это было бы проще как для них, так и для клиента, который пришел и получил четкое решение. Но проще это только на первый взгляд. Когда коучи начинают давать советы, они перестают быть психологами и превращаются в учителей, гуру, «родителей», которые говорят, что надо делать. Клиенты остаются «детьми» и лишаются самого главного – возможности отыскать свои смыслы, свои ответы и составить свой план действий. Иными словами, они лишаются возможности стать «взрослыми» и самостоятельными.
10. «Ваша неудовлетворенность жизнью — от неудовлетворенности сексуальной»
Если бы у нас был рейтинг, а точнее антирейтинг, эта фраза точно стала бы победителем! Ведь это классика! Прямо по Фрейду!
1910 год. Статья «О диком психоанализе»:
«…Причиной ее тревоги является сексуальная неудовлетворенность. Она не может не ощущать недостатка общения со своим мужем, и поэтому для нее есть только три пути к здоровью: либо она вернется обратно к своему мужу, либо заведет любовника, либо будет удовлетворять себя сама…».
Почему так не надо говорить и как психоанализ на самом деле смотрит на понятия «сексуальность» и «удовлетворенность»? Мы, конечно, указывали, что коучи не дают советов, но тут особый случай. Советуем прочитать статью, лучше Фрейда объяснить сложно.
Сложно, но можно, когда объясняет Россохин. Вот его обещанный быстрый вариант, как отличить хорошего коуча: «Если в присланной биографии, во время первой беседы или представления в любой форме психоаналитический коуч ни разу не использовал слово «супервизия», подумайте и, возможно, поищите еще. Теория, практика, супервизии — основа профессии».