Десять запросов, которыми рано или поздно озадачивается корпоративный мир
Предотвращать события гораздо эффективнее, чем расхлебывать их последствия – это утверждение работает почти всегда. В том числе и в отечественном бизнесе, который пусть не так быстро и не так охотно, но все же движется от формулы «я начальник – ты дурак» и попыток решать проблемы через мотивационную беседу в отделе кадров к осознанию, что «тушением пожаров» ситуацию не исправить. Загасить можно, но потом обязательно полыхнет снова. Или вообще бахнет.
Чтобы этого не случилось, нужно не мерить температуру огня, а искать глубинные причины возгорания. Наш колумнист и выпускник Программы 2022 года Алексей Бахолдин собрал десять самых распространенных запросов корпоративного мира, с которыми организациям помогают психоаналитические бизнес-консультанты:
1. Я должен, но не могу
Конфликт «должен – хочу» достаточно распространен. Проблемы долженствования могут иметь самые разные причины. Часто конфликт связан с прошлым опытом и обещанием, которое дается не по своей воле. Всегда ли осознание этого конфликта ведет к увольнению? Нет. Порой его разрешение сводится к формуле: «Я понимаю, что мне нравится моя работа, я умею ее делать хорошо и профессионально» и самое главное – «Я могу этим заниматься не потому, что кому-то должен, а потому что хочу».
2. Они должны, но не могут
Похожий запрос — по сути продолжение того, о чем говорилось выше, исходит уже от собственников бизнеса и топ-менеджеров организаций. Проблема в том, что руководители разных уровней зачастую находятся в плену фантазийной формулы «как оно должно быть». Подобный подход создает огромную дистанцию между менеджментом и сотрудниками. В коучинговом заключении и рекомендациях важно отметить эту особенность и подсветить, с чем она связана. Необходимо исследовать индивидуальные причины, поскольку запрос идет от конкретной организации или собственника бизнеса.
3. Не могу пробить потолок дохода
Комплекс причин, лежащих в истоках этого запроса, всегда уникален и познается только в работе с конкретным клиентом. И все же общая особенность у подобных клиентов есть — это запуск деструктивных сценариев, когда клиент подходит к своему потолку.
4. Я зависим от своей работы, но она меня убивает
Зависимость очень часто связана с зарплатой и бонусами, которые могут быть удерживающими факторами и пролонгировать терпение сотрудника на неопределенный срок. Особенно явно это прослеживается при длительной работе с клиентом. Пример из практики: клиент принимает решение уволиться, определяет для себя новое место и даже намечает срок — конец года. Но по «счастливой случайности» в конце года на карточку приходит солидный годовой бонус. Клиент уходит в отпуск, а возвращаясь, понимает — вроде не так все плохо, можно еще поработать. Это замкнутый круг, танец между выгоранием и денежной мотивацией. Работа с психоаналитическим специалистом позволяет как минимум увидеть данный конфликт.
5. Я осознаю необходимость работать, но не чувствую мотивации
Зависимость и необходимость — две стороны одной медали, но речь здесь о другом. Иногда необходимость сводится не к тому, чтобы работать ради денег, а к убежденности, что «все работают и я должен» или «если я не буду работать, то буду деградировать как личность». Напрашивается вопрос — обязательно ли работать, чтобы развиваться как личность? Особенно если есть возможность получать удовольствие от чего-то другого, а не от заработка.
6. Надо расти по карьерной лестнице, но я не ощущаю драйва и не вижу смысла
Стремление постоянно расти и развиваться всегда связано с огромным количеством внутренних особенностей и многообразием сценариев раннего детского опыта. Кто сказал, что необходимо постоянно и безостановочно двигаться вверх? С кем необходимо постоянно конкурировать? Чью любовь или одобрение необходимо постоянно заслуживать? Если не развиваешься, непременно деградируешь — эта мысль сейчас активно транслируется обществом. Однако она создает пространство для обесценивания фундаментальности, стабильности, устойчивости. Взлет — это всегда хорошо. Но еще лучше — способность держаться на достигнутой высоте на протяжении долгого времени, тем самым подтверждая профессиональные и деловые успехи.
7. Поддержите наших сотрудников в период изменений и трансформаций
Главное, что психоаналитические бизнес-консультанты не должны упускать — это осознание реальности, в которой функционирует та или иная организация. Внешний контекст всегда находится в динамике, изменения происходят как в локальном, так и в глобальном масштабах. Именно на исследовании взаимосвязи организации и реальности и необходимо делать основной упор в работе, что даст очень много ценной информации. Она поможет найти ответы на вопросы: как перестроиться с учетом внешнего контекста, как при этом сохранить бизнес/предприятие, как не разрушиться изнутри, как вывести взаимодействие с партнерами на новый уровень, как позаботиться о том, чтобы сотрудники чувствовали меньше тревоги. Иными словами — как вместе пройти это тяжелое время.
8. Нам необходимо выявить, как стиль руководства влияет на эмоциональное состояние сотрудников
В психоаналитическом бизнес-консультировании есть негласное правило, что организация – отражение невроза руководителя. Большой плюс лидеру, если он осознает свое влияние на психодинамические процессы в организации и допускает, что может вести себя неправильно. В данном случае коучу крайне важно как собрать обратную связь от сотрудников, так и предложить поработать с психоаналитическим консультантом самому руководителю.
9. Наладить коммуникацию в коллективе
Этот запрос — от уверенности в том, что проблемы бизнеса всегда связаны с плохо отлаженной коммуникацией. Отчасти это верно, потому что тогда энергия уходит на решение конфликтов и ее не остается на выполнение первичной задачи как сотрудниками, так организацией в целом. Но и позиция, что если бы все элементы системы функционировали как швейцарские часы, то не было бы и проблем, имеет изъяны. Во-первых, теряется важность внешнего контекста и его особенностей, трендов и изменений — происходит концентрация организации на себе. А во-вторых, убежденность, что хорошо отлаженный механизм способен вписаться в любой контекст и может быть востребован в любых условиях, идеализирована — порой попытки создать в организации абсолютную гармонию ведут лишь к большему отдалению от реальности.
10. Повысить эффективность сотрудников
Популярная категория запросов. Руководители уверены: если из каждого сотрудника выжать максимум, повысится эффективность всей организации или ее подразделения. Убеждение опасное, потому что за ним стоит «бесчеловечность» — сотрудники видятся бездушными исполнителями воли лидера. Результат — выгорание сотрудников, стагнация и разрушение любого предприятия, поскольку старые методы управления в эпоху нового времени как минимум неэффективны, а как максимум — губительны.
В нашем «хит-параде» нет главных или второстепенных запросов – каждая компания уникальна и генерирует свои задачи в конкретной точке. Важно, что сотрудники, руководители и организации признают наличие проблем и считают необходимым их прорабатывать. Отрицать их — все равно, что отвернуться от таймера на бомбе корпоративного конфликта.