Пять причин познакомиться с Джойс МакДугалл поближе
В чем уникальность яркого и оригинального французского психоаналитика Джойс МакДугалл? Мы считаем, что прежде всего – в отсутствии догматизма, качестве весьма ценном для людей нашей профессии. Джойс творчески подходила к поиску новых идей и в итоге создала концепцию, в которой увязала французскую и британскую школы психоанализа, объединила противоречия и встала на защиту творческой проницательности.
Идеи Джойс МакДугалл оказали положительный эффект не только на работу с пациентами, но и на дальнейшее развитие всей психоаналитической науки. Ее труды — как театральное искусство, где на сцене разыгрывается история жизни и научного творчества великого психоаналитика современности. Выпускник нашей Программы Алексей Бахолдин рассказывает о пяти веских причинах, чтобы посмотреть этот спектакль вместе.
Причина №1. «Антианализанд в анализе: клинический портрет и теоретическое понятие» — доклад на конференции на тему «Показания, противопоказания, возможности для применения анализа»
Джойс МакДугалл раскрывает портрет пациента, который по всем внешним признакам пригоден к анализу и доброжелательно настроен к процессу. Он безоговорочно принимает «аналитический протокол» во всех аспектах, не пропускает сеансы и всегда вовремя оплачивает их, не опаздывает, заполняет неловкие паузы во время сеанса не пустым, а осознанным содержанием. Но на деле — это ширма и имитация аналитического процесса.
Джойс МакДугалл называет это «аналитической ситуацией». То есть через какое-то время психоаналитик понимает, что работа с таким идеальным пациентом никуда не двигается. Он находчив, легко делится воспоминаниями детства, но они статичны и лишены аффекта. Это просто пересказ биографии — без жизни, без эмоций, без любви. Само слово «любовь» для таких пациентов — набор букв. Как следствие, «аналитическая ситуация» не переходит в «аналитический процесс».
Тем не менее, такие пациенты кардинально отличаются от «классических непригодных к анализу» — то есть таких, «которые не переносят фрустрации, вызванной строгостью аналитического протокола; пускаются в бегство при первых признаках переносных переживаний; переходят к отыгрыванию, подчас губительному для них самих или для окружающих, теряют контакт с действительностью и находят убежище в мании».
Образ антианализанда в представлении Джойс МакДугалл – прямо противоположен. Начинающего специалиста подобное коварство может повести по неверному пути, так как существует риск войти в бессознательный сговор с клиентом – «Ходит уже год, не пропустил ни одной сессии, рассказал и про папу, и про маму, и про детство. Золото, а не клиент». Профессиональная цена за заблуждение — отсутствие аналитического процесса.
Причина №2. «Театр души»
«Театр души» — книга Джойс МакДугалл, затрагивающая понятие «истины», которое в свою очередь распадается на «иллюзию» и «правду». Психоанализ и психоаналитический процесс метафорически представляется как театральная сцена, на которой разыгрываются сценарии и психическое содержание. Психоанализ — процесс, который ведет к познанию себя, ошибок и внутренней истины. Что более невыносимо? Встреча лицом к лицу с правдой или с процессом крушения былых иллюзий?
Эта книга о человечности затрагивает проблему, с которой сталкиваются начинающие психоаналитически ориентированные специалисты – тягу к постановке диагнозов. Однако там, где возникает диагноз, гибнет личность. На театральной психической сцене всегда представлено множество образов — в том числе множество наших «Я». Это лишь подтверждает концепцию «психодинамики» и разрушает обывательскую идею о том, что люди не меняются. Меняются, и порой очень стремительно.
Но не все так просто — в нашей психической реальности все эти образы и связанные с ними сюжеты продолжают жить, усиливая конфликтность личности.
Причина № 3. «Театры тела»
В этой книге реализована крайне успешная попытка психоаналитического осмысления феномена психосоматики. Основная идея — исследование семантических реакций на стресс – позволяет приблизить нас к психическому содержанию тех конфликтных сценариев души, которые с одной стороны позволяют лучше понять нашу уникальность, а с другой — ближе подобраться к исходным причинам внутреннего конфликта. Для определенной группы лиц стресс может быть одинаковым, но реакция и психосоматика будут разными, вплоть до полного отсутствия оных у отдельных личностей.
Особое внимание МакДугалл уделяет пациентам, которые не способны испытывать глубокие чувства и эмоции, у кого отсутствует какой-либо аффект. Сильнейшие переживания для таких пациентов губительны, поэтому «инстинкт психического самосохранения» удаляет их из области сознательного, ведь они представляют реальную угрозу жизни. Эмоции и чувства есть смерть.
Однако нашей личности всегда есть, что сказать. Если психическое молчит, за него начинает говорить тело. Подобная ситуация ведет к возникновению психосоматических расстройств. В работе с такими пациентами аналитика должно прежде всего интересовать не столько психическое содержание, которое может быть выражено словом — фантазии, воспоминания, ассоциации. Очень важно стремление разгадать телесные сообщения от клиента. Это отсылает нас к довербальному периоду, когда отношения матери и ребенка сводятся к телесным посылам младенца и угадыванию их со стороны матери. Работа непростая, но от ее результатов зависит дальнейшая способность человека быть счастливым.
Причина № 4. «Тысячеликий Эрос»
Работа о сексуальности и о разных формах ее проявления — как в норме, так и в патологии. Этот фундаментальный труд содержит описание методов терапии нарушений в интимной сфере, поскольку любое наше развитие, в том числе сексуальное, травматично. Джойс МакДугалл подходит к вопросу через концепцию отношений. Сексуальность — это то, что возникает и формируется при наличии «другого». Исследования темы затрагивают область первичных взаимоотношений ребенка с матерью, которые во многом определяют дальнейшую судьбу личности.
Более того, ставится вопрос о границе нормальности и ненормальности в сексуальном и гендерном развитии. Он всегда был и остается крайне дискуссионным в психоаналитическом поле. Джойс МакДугалл осуждает «нормопатию» — страх отличия, и профессионально отмечает творческую проницательность тех, кого, как правило, считают «ненормальными».
Причина № 5. Друг, коллега и вдохновитель руководителя нашей Программы Андрея Владимировича Россохина
Как известно, наши учителя живы, пока мы их помним, пока живы те, кто знал их лично, и пока их идеи передаются в будущее. Наша Программа в этом плане уникальна — она основана в том числе и на идеях и концепциях Джойс МакДугалл, одного из самых уважаемых и авторитетных психоаналитиков в истории науки. С 2002 по 2007 год Андрей Владимирович проходил у Джойс супервизии, и именно благодаря ей состоялось судьбоносное знакомство будущего руководителя Программы с Манфредом Кетс де Врисом.
Наша задача — быть достойными такого наследия. Как это сделать? Очень просто — прямо сейчас взять любую книгу Джойс МакДугалл, открыть и читать, читать, читать.