• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Пять причин познакомиться с Бионом поближе

Познакомиться поближе с биографией и трудами британского психоаналитика Уилфреда Рупрехта Биона важно – точнее, абсолютно необходимо – любому слушателю нашей Программы. Почему? Во-первых, британец оказал значительное влияние на развитие психоаналитической концепции. Во-вторых, его наследие позволяет проследить то, как революционные для своего времени идеи привели к тектоническим сдвигам психоаналитической мысли. В-третьих, теории Биона прошли проверку временем и стали фундаментом нашей удивительной науки.

Чтобы убедить вас окончательно, выпускник МП Алексей Бахолдин привел еще пять из тысячи причин того, почему Бион достоин внимания.

Причина № 1. История. «Кто такой Бион?»

Последователь, ученик и анализант Мелани Кляйн, который смог отделиться от наставницы и сказать веское слово в психоанализе. Один этот факт говорит о важности вовремя сепарироваться от авторитетной для себя фигуры. Причем не в качестве протеста и инфантильного бунта, а для того, чтобы обрести возможность сформироваться как личность, реализоваться как профессионал и не быть фанатичным последователем чужой мысли.

Причина № 2. Контейнирование

Ярчайшее теоретическое открытие Биона, актуальное для психоанализа по сей день, — контейнирование, которое подразумевает способность не только понимать чувства другого, но и принимать их. Психоаналитический коуч должен уметь выдерживать эмоции и называть их. Пропуская чувства клиента через себя, специалист ведет серьезную и энергозатратную внутреннюю работу, которая оказывается гораздо действеннее, чем простое «эмпатическое слушание». Эмпатия не способна трансформировать и создавать иной взгляд на происходящее. Более того, она создает риск, что в кабинете оказываются два человека, которые просто сопереживают друг другу.

Причина №3. Альфа/бета – элементы, альфа/бета – функция

Другим новшеством Биона стали исследования альфа и бета-элементов — частиц нашего эмоционального опыта. Под бета-элементами он подразумевал осколки «непереваренных» переживаний или сенсорного опыта – «сырых эмоций». Основные их признаки — хаос, несвязность, сильная заряженность и стремительный выброс вовне по причине невозможности их использования и выдерживания внутри нашего психического.

В свою очередь, альфа-функция нашей психики, которая начинает формироваться в самом детстве в процессе взаимодействия с первичным объектом, позволяет соединять и перерабатывать всю хаотичность бета-элементов. Проходя через мыслительный процесс, бета-элементы подвергаются трансформации и замещаются альфа-элементами. Результатом подобного процесса является успокоение, которого невозможно достичь при большом количестве бета-элементов внутри нашего психического. Альфа-функция психики дает способность выдержать, принять и переработать конфликтность психической реальности, привести ее разрозненные части к согласованности. Тем самым достигается единство и целостность личности.

Установив при помощи альфа-функции позитивную коммуникацию внутри себя, мы достигаем возможности взаимодействовать в социуме на более высоком уровне эффективности. Это не означает отсутствие конфликтов, однако позволяет преодолевать их с минимальной степенью разрушения как для группы, так и для отдельного индивида.

Причина № 4. Тависток. Групповой анализ

Бион проводил серьезные исследования в области групповой динамики и обозначил прорыв в развитии и применении психоаналитического метода при работе с групповым мышлением. Его наличие удалось аргументированно обосновать, отделив от мышления конкретного индивида, которое зачастую находится в конфликте с мнением целой группы.

Бион допускает три основные предпосылки возникновения динамики, которая характеризует группу, определяет ее цели и задачи и является показателем тех процессов, которые происходят в ней.

Основные допущения: зависимости, борьбы-бегства, образование пары. Все они обладают выраженными признаками происходящих внутри процессов, которые запускают деструктивные сценарии в группе и создают препятствия для эффективной коммуникации внутри нее и с внешним миром, а также создают помехи для выполнения основных задач.

В качестве «идеального противопоставления» таким группам Бион выделяет рабочую группу, которая создается и функционирует для достижения определенной цели или решения конкретной проблемы. Основное позитивное отличие – способность к здоровой коммуникации и эффективному выполнению задач.

С именем Биона связана трансформация Тавистокской клиники в Тавистокский институт человеческих отношений, который успешно продолжает исследования группового и организационного поведения.

№ 5. Без памяти и без желания в состоянии «ревери» (reverie)

Знаете, как звучит напутствие Биона о том, с каким настроем необходимо идти на сессию с клиентом? Рецепт прост: «Без памяти и без желания!»

Это может показаться абсурдом, который либо приведет к выгоранию, либо ошибочно позволит не сильно напрягаться во время консультации. Американский психоаналитик Лео Рэнгелл критиковал Биона за такой подход, утверждая, что тогда специалист «не имеет права брать плату за свою работу».

Однако суть идеи гораздо более глубокая и заключается в простой мысли: психическую реальность возможно познать только через интуицию. Память и желание находятся на уровне чувственного восприятия, мешая данному процессу. Когда специалист приходит на сессию с «архивом данных о клиенте», что часто бывает при длительной работе с одним и тем же человеком, он лишается возможности свободно мыслить и воспринимать информацию. В ней неожиданно может возникнуть истинный смысл боли и внутреннего конфликта пациента.

Для клиента «архив данных» является причиной серьезного внутреннего напряжения, недоверия, чувства вины, стыда и страха. Ведь у специалиста все ходы записаны – значит, клиента могут уличить в неправде! Это убивает аналитический процесс и лишает возможности приблизиться к коучинговым результатам.

Если специалист приходит на сессию с безмерным желанием помочь клиенту, он перестает быть психологом. Чрезмерное усердие и напор ломают процесс, в результате клиент закрывается и выставляет защиту, которая только усугубляет его проблематику. Отсюда вывод — психоаналитическому процессу необходимо доверять и не пытаться ускорить его, ошибочно полагая, что результат зависит от силы желания.

Специалист будет полезен, если находится в состоянии свободы – «ревери» по Биону, то есть в открытости к любым переживаниям клиента.

На десерт и чтобы пощекотать любопытство, держите историю: именно великому британцу принадлежит хулиганское самое короткое выступление перед гигантской аудиторией на конференции. Лишь три слова: «Вот и мы». К чему бы это? Расскажем в следующих выпусках, если вы не прочитаете раньше

Подать заявку на обучение