«Полезный пар»: Далиокие принципы
Вот принципиальный человек! — говорим мы. И не без нотки восхищения, даже если эта самая принципиальность в какой-то ситуации явно играет в минус. Но: если убеждения являются помехой для жизни, зачем они нужны? Какая от них польза? И есть ли она?
В авторской рубрике «Полезный пар» преподаватель и супервизор Программы Михаил Стависский предлагает немного под другим углом посмотреть на вопрос убеждений, изложенный Рэймондом Далио — человеком, который на своих принципах сделал огромное состояние.
Открыл книгу Рэя Далио, которая так и называется — «Принципы». По сути, в ней после короткого биографического очерка автор описывает свод правил оптимального поведения делового человека, которые сформулировал на основе уроков, которые преподала ему жизнь. И честно предупреждает, что это результат его опыта, у других он может кардинально отличаться. Поэтому не стоит брать за основу своего поведения принципы самого Далио. Лучше выработать свои. Есть одно «но». В книге нет рассуждений о том, что сама идея выработки принципов локализована в пространстве-времени. В данном случае — в США ХХ века.
Как пример, автор пишет:
«Принципы — это фундаментальные истины, которые служат основой для поведения, позволяющего получить от жизни то, чего вы хотите. Они могут применяться снова и снова в аналогичных ситуациях, чтобы помочь вам достичь ваших целей. Каждый день каждый из нас сталкивается с целым рядом ситуаций, на которые мы должны реагировать. Без принципов мы были бы вынуждены реагировать на все, что преподносит нам жизнь, индивидуально, как если бы мы испытывали каждое из них впервые. Если вместо этого мы классифицируем эти ситуации по типам и придерживаемся хороших принципов для их разрешения, мы быстрее примем правильные решения и в результате будем жить лучше».
Идея Далио в том, что, опираясь на принципы, мы быстрее и правильнее принимаем решения. Его опыт говорит, что жизнь «крайне переменчива», но сами законы жизни «вполне стабильны». Такое видение представляет мир одновременно и волатильным, и стабильным: все быстро течет и меняется внутри некоего каркаса, но сам каркас остается неизменным.
В таком мире идея принципов может иметь смысл. Ведь если и каркас стабилен, и жизнь внутри него стабильна, то принципы не нужны: слишком мало всего происходит, чтобы тратить время на выработку обобщений. Если меняется и жизнь, и каркас, то принципы тоже не нужны: поскольку меняется всё целиком, со всеми правилами игры и «общими законами жизни», то принципы надо будет регулярно переписывать под весь новый каркас общества. Они будут устаревать быстрее, чем формулироваться.
В последние 40 лет жизнь нас учит не тому, что все переменчиво в стационарной среде, а тому, что среда постоянно меняется. Далио пишет о волатильности рынков в низковолатильной среде. И действительно, в таком мире человеку важно опираться на принципы. Но эта система не работает в мире, в котором на рынках относительно стабильно, а среда более высоко волатильна. Как бы работали принципы из 80-х в турбулентные 90-е? Или в тучные нулевые?
Как только мы перекладываем концепцию принципов на наши дни, то понимаем ее неустойчивость в нашем пространстве и ограниченность во времени. Более того, иллюзия опоры на принципы может иметь совсем другой эффект — для тех, кто не может поступиться принципами, изменения затруднены.
Поэтому книга Далио интересна как пример конкретного вида мышления, сложившегося в определенную эпоху и в определенном месте, в точке пересечения которых — низкая изменчивость среды, но высокая внутри индивида. А книга про то, как оптимально жить меняющемуся индивиду в ситуации, где высока волатильность на внешнем уровне, — еще впереди.