«Полезный пар»: Что делать с детской дерзостью?
Дети, как известно, цветы жизни. И мы должны сделать все, как завещал Остап Бендер, чтобы вырвать их из цепких лап улицы. Спасать всех, наверное, все же слишком глобальная задача, достойная разве что масштаба личности великого комбинатора, однако сохранять контроль над своими детьми — наша прямая обязанность. Но когда еще вчера милый ангелочек сегодня дерзит и делает все назло, тут бы сохранить контроль хотя бы над собой! Неудивительно, что один из самых частых вопросов, который задают родители — как правильно действовать, когда ребенок грубит и хамит, чтобы не навредить ему и себе?
Отвечает преподаватель МП, executive-коуч INSEAD, организационный клинический консультант и психотерапевт Михаил Стависский — на сей раз, цитатой из книги «Создание и разрушение эмоциональных связей» Джона Боулби, создателя концепции привязанности, который много лет изучал природу связи матери и ребенка и выяснил, что тип отношений «ребенок-мать» формирует тип отношений «взрослый-другие люди».
Ничто не помогает ребенку в большей степени, чем способность выражать враждебные и ревностные чувства откровенно, прямо и спонтанно, и я полагаю, что нет более значимой задачи родителя, чем быть способным хладнокровно принять такие выражения дерзости ребенка, как «я ненавижу тебя, мамочка», или «папочка, ты — скотина». Выдерживая эти взрывы гнева, мы показываем нашим детям, что мы не боимся их ненависти и уверены, что она может контролироваться; кроме того, мы обеспечиваем ребенка атмосферой терпимости, в которой может расти его самоконтроль.
Для некоторых родителей трудно поверить, что такие методы мудры или эффективны, и они считают, что детям нужно вбить в голову, что ненависть и ревность не только плохи, но и опасны.
Есть два общераспространенных метода, как это делается. Первым является мощное выражение неодобрения поведения ребенка посредством наказания; вторым — более тонким и эксплуатирующим его чувство вины — является внушение ребенку его чувства неблагодарности и подчеркивание той боли, физической и моральной, которую его поведение причинило его преданным родителям. Хотя оба этих метода предназначены для контроля порочных страстей ребенка, клинический опыт показывает, что ни один из них не является очень успешным и что оба они вносят тяжкий вклад в несчастье ребенка. Оба метода склонны порождать у ребенка страх своих чувств и вину по поводу их проявления, загонять их в подполье и, таким образом, делать контроль над ними для ребенка более, а не менее трудным делом. Оба метода склонны порождать трудных личностей: первый метод — наказание — способствует порождению бунтарей, а если он очень суров, то правонарушителей; второй метод — стыд — порождает невротиков, снедаемых чувствами вины и тревоги. Как в политике, так и с детьми: в конце концов устойчивость к оппозиции приносит щедрые плоды.