• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Как нас понимать»: что важно при вступлении в практику

Мы попросили нашего колумниста и хэдлайнера рубрики «Как нас понимать» Елену Сальви, выпускницу МП и обладательницу пяти дипломов по психологии и не только, изобрести машину времени, чтобы отправиться в прошлое и дать несколько важных советов самой себе — о том, что может оказаться полезным при вступлении в практику. Впрочем, на этой самой машине прокатиться можете и вы — советы Елены актуальны и для настоящих слушателей, и для будущих. И даже для тех, кто откладывал практику на «может быть» и «когда-нибудь потом» — ведь для таких путешествий во времени, как и для вступления в практику слушателям и выпускникам МП, не существует непреодолимых преград.

«Быть в нашей профессии – значит быть одиноким кочевником, Богом, неудачником, Сатаной, чувствовать угрозу, быть предметом страстной любви и ненависти и постоянно задавать себе вопросы. Работа коуча постоянно расстраивает нас, потому что мы всегда не уверены, постоянно встречаемся с сопротивлением того, кому хотим помочь, успех наш никогда не бывает полным, а неудачи отчетливы до навязчивости. Самая лучшая работа часто не видна даже тому, с кем она проделана, а сами мы бесповоротно одиноки в своей работе, даже в том случае, если большую часть времени проводим в чьей-то компании».

Это – слова американского психотерапевта Джеймса Бьюдженталя, которые принимаю и на которые опираюсь сейчас. Три года назад, вступая в практику, думала совершенно о другом. Боялась отделиться от безопасного кокона программы и начать нащупывать себя как психоаналитического коуча, переживала за первую консультацию, меняла фон на заставке в zoom, думала какую цену сессии назвать клиенту, перешедшему в платную работу. Даже положила на стол книгу Фройда, как будто он мог бы меня поддержать.

Какое сообщение про вступление в практику передала от себя сегодняшней своей версии от 2019 года? Что в итоге оказалось важным? Пожалуй, сформулирую так:

1. Сохранять неверие и любопытство. Это не недоверие, а скорее размышление о знаниях, накопленных через чтение трудов, слушанье преподавателей, рефлексию. Можно сто раз прочитать, тысячу раз послушать – и только один раз осознать или услышать.

2. Искать себя. Да, сначала очаровывают личностью, потом – методом. Но к направлению мысли «хочу быть как Андрей Владимирович», или «как Джойс Макдугал» или как кто угодно – у меня много вопросов. Как психоаналитические коучи, мы – листы одной книги, написанные на одном языке. Соблюдаем отступы, отмеряем расстояние между строчками – и верим в бессознательное. При этом у каждого – свой почерк, и поэтому каждая страница отличается.

3. Воспринимать практику как белый лист. На нем можно написать «Так было у всех». Большинство проходили через страх чистого листа, первого контакта, начала новой профессии.

4. Осознавать, что клиент приходит к коучу для себя. Как бы мы ни выглядели, во что бы ни были одеты, какой бы ни был кабинет, или фон в зуме – во всем этом клиент найдет себя. И это будет о нем, а не о нас.

5. Опираться на наши опыт и жизненный путь. Они для нас – как одежда. Мы осмыслили достаточное количество событий, чтобы не чувствовать себя голыми и ничего не знающими.

6. Помнить, что мы не всемогущи. Как мы не можем одним словом вылечить человека от симптома и решить его проблему, так не можем и разрушить.

7. Начинать работу с мыслью о том, что будем продолжать ее за деньги. Настроиться на три бесплатные сессии – значит, таковые и получить, без продолжения.

Постепенно набегут часы практики, нарастут опыт и уверенность. Пару лет спустя, вспоминая что же было важным при вступлении в практику, вы возможно скажете: «Быть в нашей профессии – значит быть одиноким кочевником, Богом, неудачником, Сатаной, чувствовать угрозу, быть предметом страстной любви и ненависти и постоянно задавать себе вопросы».

И это будет уже ваш текст, написанный в книге психоанализа вашим почерком.

Подать заявку на обучение