• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«К чему готовиться»

Через неделю новоиспеченные слушатели программы уже полностью погрузятся в процесс – посетят первые лекции и супервизии, изучат расписание с громкими именами из мира психоаналитического бизнес-консультирования, попытаются расставить приоритеты, придут в состояние отчаяния минимум двадцать раз и раз тридцать – в неописуемый восторг. «Плавали, знаем!» – сопереживают второкурсники, выпускники, преподаватели и руководство Программы, и с легкими ностальгией и завистью наблюдают за процессом интеграции. 

Что нужно учесть при начале обучения на МП? Куда бежать? Что делать? К чему готовиться? – на эти вопросы мы попросили ответить преподавателей и супервизоров Программы – тех, кого наши первокурсники непременно встретят в первом семестре.

Михаил Стависский: «Наша Программа даёт самые неожиданные ответы на разные важные экзистенциальные вопросы. Лично мне она ответила на интересующий многих вопрос: что для меня жизнь?

Есть много разных определений жизни, как и способов ее проживать, но мне не хваталовидения жизни как вызова, как необыкновенного захватывающего приключения. На программе я попытался понять, как это для меня.

Приняв жизнь как вызов, мы становимся страстными, любознательными, ищущими, яркими.

Жизнь пропитана неопределенностью. В ее основе сегодня лежат процессы энтропии. Иногда мы вступаем с вызовами жизни в борьбу, иногда убегаем от них, часто прячемся, закрывая глаза, как в детстве, не признавая эти вызовы. 

Если воспринимаем жизнь как вызов, видим целостную картину, смотрим с «helicopterview», обнаруживаем реальность и оцениваем ее потенциал, понимаем ситуацию и ограничения, определяем возможности и начинаем действовать – и действовать не вопреки, а ради чего-то.

Возможно, это и есть жизнь? Огонь, вода и МП помогают нам в исследовании жизни и себя в ней.

Как подготовить себя к обучению? Взять с собой оптимизм и отличное настроение, атлас альтернативных путей, найти новых друзей и единомышленников, в пути не переедать –выбирать только те предметы, на которые хватает сил, не торопиться – идти черепашьим шагом, быть готовым экспериментировать и ошибаться, взять лопату и тяпку, чтобы копать и рыхлить бессознательное, запоминать сны, быть готовым делиться – эмоциями, чувствами, фантазиями, и запастись психоаналитическим ухом – и слушать, чувствовать, впитывать!»

Виталина Чибис: «Всегда волнительно приветствовать дорогих магистрантов на программе. Дорогих – в прямом и переносном смысле. С одной стороны, пришедших учиться в пространство, в которое будут инвестировать эмоционально, материально, своим временем. С другой стороны, благодаря дорогим магистрантам, лично я могу приобщиться к процессу созидания психоанализа как объекта надежд, чаяний и творческих устремлений участников процесса. 

Кто-то уже знаком с предметом, кому-то только предстоит его изучение. Знания важны! Но ещё важно «вчувствование» в предмет, процесс, состояние. Желаю развивать чувствительность, эмпатию, найти индивидуальный путь в психоанализе, развиваться, познавать себя и других. И да, в начале путь будет тернист, непременно будет казаться,что ничего не понятно! А вы не сдавайтесь, пробуйте снова и снова, творите и дерзайте.»

Елена Сальви: «Как подготовиться к тому, что с вами никогда раньше не происходило? Учеба на МП отличается от любой учебы. Мы привыкли учиться через схемы и забываем о том, что овладеть предметом можно через чувствования. Психоанализ – язык метафор, сложныйименно потому, что в нем мало схематического и много поэтического и музыкального. Музыку можно объяснять нотами, поэзию – стихотворными размерами. Но представьте, что этого не существует, и вам предстоит передать мелодию не схематически или протянув собеседнику пачку нот, а через то, что вы чувствуете?

Наша привычка – ожидать, что есть А, B и C, из А вытекает B, C+D=F, при этом F –непреложное или может иметь некоторые ограничения. Мы думаем, что, зазубрив правила, можно двигаться дальше. Но суть психоанализа в том, что нет никакой начальной точки – как например можно было бы начать изучение высшей математики с арифметики. Здесь вас бросают в океан, и вы должны, покачиваясь на волнах, внимать и напитываться, отставив в сторону схемы – потому что они не работают! 

В течение семестра непременно появятся чувства, что вы ничего не понимаете, потому что глупы. Эти чувства – ложные. Просто остальные науки можно понять мозгом, а здесь понимать приходится через поры, открывшись знаниям со всех сторон и позволив себе натренировать специальный орган понимания поэтического психоаналитического языка. Психоанализ любит возвращаться в детство, и я предлагаю вам попытаться вспомнить детские ощущения, когда вы играли в пирамидки. В полтора года ребенок не знает, что такое треугольник, квадрат или круг – и собирает фигурку два, три, тысячу раз – пока все не сложится. В результате он не начинает понимать геометрию, он ее чувствует.»

Екатерина Шаповалова: «Роль ученика – очень сложная для взрослых успешных людей. Причем роль ученика в пространстве – а я имею в виду пространстве как профессии – которое само по себе сложное, в котором нет быстрых и однозначных ответов на многие вопросы, и в которых многое время придется находиться в состоянии незнания. Сейчас это кажется малоправдоподобным, потому что столько предметов, столько классных спикеров, преподавателей, но на самом деле это состояние незнания и непонимания – то, к чему нужно морально готовиться, и то, что в себе нужно снисходительно и с пониманием принимать.

Программа насыщенная, предметы друг друга дополняют, многие дисциплины предполагают наличие знаний друг друга, но все идут в разное время, потому что невозможно дать одномоментно всё. Из опыта собственного обучения на МП и из опыта преподавания могу сказать, что знания будут формироваться и складываться постепенно через знания иопыт, которые будут постепенно накапливаться. К этой постепенности нужно себя готовить и относиться к ней с пониманием.

И третье: многие знания, которые слушатели получают на МП, догоняют их долгое-долгое время после МП. Кого-то в практике, кого-то – в роли профессиональной, неважно, поменяется она или останется прежней. То есть: слушатель изучает тему в момент времени А, а на самом деле узнает ее в момент Б, когда сталкивается с ней в своем профессиональном, текущем или новом коучингом или организационном опыте.

Поэтому рекомендую побольше гуманного человеческого отношения к себе в ходе сложного, но невероятно захватывающего и интересного, и,как потом часто – на самом деле, почти всегда – оказывается, важного пути на МП.»

Подать заявку на обучение