О чем «Маки»? - слушательница второго курса Ирина Ширабокова о талантах, гениях и психологии искусства
Разбор шедевров мировой живописи с точки зрения психоанализа — не только горячо любимая нами рубрика, но и тема одной из первых лекций Андрея Владимировича Россохина для студентов, только поступивших на Программу. Вдохновившись рассказом профессора и трудами знаменитых психоаналитиков, слушательница первого курса Ирина Ширабокова написала эссе о своем новом взгляде на живопись — и том, чем талант отличается от гения.
В чем суть творчества? Почему некоторым в результате творческого процесса удается создать предмет искусства, который вызывает восторг, восхищение, страх и желание обладать у миллионов людей из разных поколений, а другие так и остаются качественными середнячками?
Книга Ролло Мэй «Мужество творить» связывает жажду творчества с наличием психологических проблем — на примере таких гениев как Ван Гог, Гоген, Эдгар Аллан По. Неужели творчество, искусство идут рука об руку с психологическими проблемами?
Ответы на любой вопрос можно найти у Фрейда, и в работе «Художник и фантазирование» отец психоанализа подтверждает высказанную выше гипотезу: «Никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания — движущие силы мечтаний».
Допустим! Тогда, если опираться на язык цифр и психологию, можно ли собрать «паззл», который в итоге будет признан искусством? Опять же Фрейд высказывал мнение, что «психоаналитик должен сложить оружие перед проблемой художника». Карл Юнг ему вторил: «К чему бы ни пришла психология в своем анализе искусства, все ограничится рассмотрением психических процессов художественной деятельности, без обращения к интимнейшим глубинам искусства: затронуть их для психологии так же невозможно, как для разума — воспроизвести или хотя бы уловить природу чувства».
Значит, делаем вывод: с помощью тонкого расчета можно создать талантливое произведение, но гениальное – никогда. Юнг поддерживает этот взгляд: «Произведения буквально навязывают себя автору, и он пишет вещи, которые ум его созерцает в изумлении. Произведение приносит с собой свою форму: что он хотел бы добавить от себя, отметается, а чего он не желает принимать, то появляется наперекор ему. Пока его сознание безвольно и опустошенно стоит перед происходящим, его захлестывает потоп мыслей и образов, которые возникли вовсе не по его намерению и которые его собственной волей никогда не были бы вызваны к жизни. Пускай неохотно, но он должен признать, что во всем этом через него прорывается голос его самости, его сокровенная натура проявляет сама себя и громко заявляет о вещах, которые он никогда не рискнул бы выговорить».
Так как же отличить талантливую работу от гениальной? Есть мнение: талант точно знает, что хочет передать своим произведением, а гений выражает некую внутренную потребность, как будто «кто-то водит его рукой». Например, картина Клода Моне «Маки» является произведением искусства. Почему? За цветением красных цветов зритель видит «второй слой», представляет другое. Как будто на картине художник приоткрывает занавес к своему красному и страстному внутреннему глубинному «Я», или описывает запретные «красные» чувства к женщине, которая от них закрывается.
Получается, что гениальные художники так перерабатывают своим «Я-художником» неудовлетворение, что создают условия для открытия наших собственных переживаний. Именно поэтому в настоящих произведениях искусства люди видят то, что готовы рассказать только своему психоаналитику.