За пределами коучингового психотрепа: чего должен остерегаться клиент?
Вот это подарок! Блистательный профессор Манфред Кетс де Врис, научный руководитель нашей Программы, решил поделиться сокровенным и честно рассказал о том, вернее, тех, кто его пугает. Выясняется, что это — executive-коучи! Правда, не все, а отдельная их часть:
Рекламные трюки, к которым прибегают некоторые коучи, формируют завышенные ожидания и вводят в заблуждение доверчивых пациентов.
Меня все чаще пугают люди из мира executive-коучинга. Они заставляют меня сомневаться в моем собственном опыте и компетенции. Многие профессионалы заявляют, что способны «раскрыть спящий потенциал клиента и обеспечить чувство полной самореализации». Если эти коучи могут так много дать клиенту, как же мне добраться до таких же олимпийских вершин в профессии? Дотянуться до их невероятных умений, которые позволяют «углубить знания клиента, повысить его эффективность и улучшить качество его жизни — личной и профессиональной»? Дотянуться до них будет действительно невероятно сложно, потому что эти коучи предоставляют отзывы сияющих улыбкой и эмоциями клиентов, которые, по их словам, стали феноменальными лидерами только благодаря тем самым executive-сессиям.
Среди всей этой россыпи executive-коучей, кажется, начали появляться еще более премиальные коучи — мастер-коучи. Эти удивительные профессионалы выделяются из прочей почетной публики тем, что «всегда пытаются найти темы, которые их клиенты не хотят видеть и о которых не хотят слышать». Эти темы являются системой раннего предупреждения клиента, ключом к самореализации. Такие коучи якобы способны довести клиентов до высот, о которых те даже и мечтать не могли.
Должен признать, что и автобиографические справки этих невероятно квалифицированных мастер-коучей наносят дополнительный удар по моей уверенности в себе. Достоин ли я быть в их рядах? Не думаю! Ведь, чтобы пополнить их когорту, необходимо – согласно сайтам некоторых мастер-коучей – иметь от 2500 до 10 000 часов непосредственного коучингового опыта. Еще одно требование — регулярно практиковать «самокоучинг», который «позволит душе проявиться и быть увиденной другими». Наверное, нет, потому что до сих пор не понимаю, что все это значит. Но поскольку сам являюсь executive-коучем, видимо, почувствую «большую удовлетворенность» и буду «больше зарабатывать», если подпишусь и пройду одну из тренинговых программ.
Как ни странно, оказывается, существует еще более эксклюзивная квалификация: «наиболее доверенный советник». В сравнении с заурядными executive-коучами «наиболее доверенные советники» блистают тем, что устанавливают надежный, убедительный, личный, страстный, настоящий контакт с клиентом и способны поддерживать с ним постоянную эмоциональную связь. По их словам, они также выполняют для клиента функцию «эха», «якоря», «зеркала» и «искры». Хотя и это все не очень понятно, чувствую непреодолимое желание преклоняться перед этими суперменами и супервуменами от коучинга.
Конечно, такие executive-коучи, мастер-коучи и наиболее доверенные советники разработали сложнейшие фреймворки, которые помогают бороться за правое дело. Любопытно, что в описании своих схем они стремятся использовать аббревиатуры, причем не простые, а «говорящие» — такие как FUEL, GROW, SMART, PURE и CLEAR.
Как не превратить коучинг в фарс
Однако, когда я надеваю на голову «шляпу скептика», начинаю задаваться вопросом — не являются ли все эти различия между executive-коучами, мастер-коучами и наиболее доверенными советниками чем-то вроде чисто маркетинговой истории, а точнее — способом обдурить доверчивых клиентов? Многое в описаниях мне видится скорее психотрепом, то есть речами, густо усеянными психологическим жаргоном и выражениями. На основе моего опыта, люди, прибегающие к такому способу изложения мыслей, на деле либо имеют скудные познания в психологии, либо не имеют их вовсе.
Что касается «говорящих» моделей, хотел бы добавить, что, исходя из моих скромных знаний, психодинамика, которая управляет человеческим поведением, далека от однозначности. Человеческое поведение редко элегантно укладывается в четко очерченные рамки или контейнеры. Хотя разнообразные модели, описанные «говорящими» аббревиатурами, могут облегчать визуальное или вербальное восприятие, однако отсечение тонких нюансов человеческой психодинамики легко превращают эти модели в фарс. Чересчур упрощенные модели не способны обеспечить надежное понимание того, что действительно происходит в интерфейсе «коуч – клиент».
Более того, я думаю, что преувеличение возможностей коучинга не идет на пользу профессии. Вопреки всему тому хайпу, который описан в литературе этих тренинговых программ, изменения человеческого поведения не происходят настолько быстро, легко и линейно. В помогающих профессиях не существует магических методов. Любой психиатр, психоаналитик или клинический психолог скажет вам, что внесение изменений в поведение — трудный процесс, и во время него часто происходят срывы. В большинстве случаев пациенты делают два шага вперед, потом – шаг назад. Преувеличенные обещания, которые дают некоторые executive-коучи, мастер-коучи и наиболее доверенные советники, создают совершенно нереалистичные ожидания.
Наверное, будет честно, если мы назовем предложения и программы таких экспертов сомнительной маркетинговой уловкой — ведь искажение правды в рекламе лишь подрывает доверие к коучингу как к профессии. Пора признать и показать, что за психотрепом и хвастливыми заявлениями в executive-коучинге на самом деле зияет пустота. Вместо них нам нужны особые фреймворки, которые смогут определять, на какую работу способен коуч, а также позволят оценить ее качество.
Американский юрист Оливер Уэнделл Холмс однажды сказал: «Ум, развитый новым опытом, никогда не сможет вернуться в свои старые измерения». Коучинг как язык познания человека и его изменений действительно играет важную роль. Именно поэтому так важно, чтобы он не терял связи с реальностью и не превращался в фарс.