Марина Мелия: о важности сеттинга и денег
Порой слышу: "Сейчас провожу бесплатный коучинг".
Отвечу: Не надо путать дружеский разговор с коучинг-сессией. Для получения результата клиент должен вкладываться в процесс, бесплатный коучинг неэффективен, и о бесполезности бесплатной терапии писал еще Фрейд.
Понимаю сложность: в нашей культуре говорить о деньгах не принято, и для многих консультантов денежный расчет с клиентом — сложная проблема, которую они изо всех сил пытаются обойти.
И все же, вопрос "сколько" должен быть определен заранее, ведь деньги — одна из составляющих сеттинга, и говорить о них нужно прямо и спокойно с самого начала работы. Иначе тема станет источником недоразумений: работа уже началась, а консультант все крутит в голове мысль о том, как бы сообщить клиенту стоимость сессии.
Все моменты, связанные с оплатой, оговариваются в момент заключения контракта — и неважно, как это делается: письменно, устно или по телефону. Коуч обязательно должен убедиться, что клиент знает цену, считает ее разумной и имеет возможность задать вопросы. Это значит, что к обсуждению цены и способов оплаты надо подготовиться, и тогда клиент не только получит информацию о цене, но и поймет: с ним работает взрослый человек, готовый спокойно обсуждать любые вопросы.
Из чего же надо исходить коучу, назначая цену?
Ответ: оценивать можно и нужно только время коуча, те самые 50 минут сессии. Здесь неуместны попытки оценить эффективность коучинга, установить связь с возможной будущей прибылью или провести параллели с изменениями в личной жизни. Иначе получается, что мы пытаемся оценить деньгами создание новой семьи или присвоить заслуги за контракт на 20 миллионов!
Коуч должен заранее понимать время, место и сколько времени затратит, как будет работать и сколько это стоит. В работе коуча и без того много неопределенности, и здесь — волшебное слово "сеттинг" помогает определить и структурировать.
И в заключение — важная ремарка: оплату за сессии клиент должен делать из собственных средств, иначе — если платит организация или руководитель — процесс превращается все в тот же бесплатный дружеский разговор. Более того: оплата коучинга должна быть для клиента ощутима, поскольку именно это подчеркивает важность процесса.