Можно я сегодня не буду коучем?
Как решиться на роль коуча? Рано или поздно это случается с каждым слушателем Программы. От впитывания всевозможных знаний — к практическому коучингу, такому новому, ответственному и… страшному? Волнительному так уж точно! О самых первых шагах новорожденного коучингового «Я» — в искреннем и мотивирующем эссе слушательницы первого курса Натальи Крюковой.
«Можно я сегодня не буду коучем? Голова разболелась, магнитные бури такие, что ножницы сами по квартире летают». Эту нелепую связку «следствие – причина» мне не раз приходилось произносить в рамках курса «Техника и практика бизнес-коучинга» у Татьяны Дремлюги.
На практических занятиях нам предлагалось поделиться на малые группы и смоделировать ход сессии, которая могла бы реально происходить в нашей профессиональной деятельности. Как правило, речь шла о запросе компании. Например, есть очень ресурсный для бизнеса, но конфликтный директор по развитию, с которым команде сложно взаимодействовать. Соответственно, запрос: «Какие шаги нужно предпринять, чтобы сохранить ценный кадр и создать комфортную для продуктивной работы атмосферу в его команде».
Для исследования нам нужно было распределить между собой роли: коуч, клиент, непосредственный руководитель клиента, наблюдатели. С ролью клиента, руководителя и наблюдателя у меня все обычно происходило, как в «Операции «Ы»:
— Мясокомбинат!
— Я!
— Цементный завод!
— Я!
Взять на себя роль коуча долго не решалась. При этом никто силком не тянул: если что, можно было просто выйти из конференции. Но это что — взять и засесть в кусты, поджав уши, чтобы не заметили? Прекрасно понимала, что так точно далеко не уеду, но упорно заходила в очередной зал под названием «Неизвестность». Дальше становилось тяжело дышать, на плечи нагло садился страх услышать тот самый вопрос: «Кто будет коучем?».
Я боялась выглядеть глупо, смешно, скучно — и оказаться в списках аутсайдеров, куда попасть гораздо легче, чем выбраться из них. Правда, есть один способ, придуманный бароном Карлом Иеронимом Фон Мюнхгаузеном: взять себя за волосы и тянуть вверх, что есть сил. Но сколько этих сил в моих коучинговых руках — хватит ли?
Так было несколько раз, пока я мысленно не облила себя метафорическим ледяным душем и не произнесла вслух: «Давайте я буду коучем!». Так началась первая в моей жизни сессия. За пределами Вышки я занимаюсь организацией театрализованных иммерсивных ужинов, в которых сама же и играю — и тут эмоции были примерно как на генеральном прогоне перед премьерой. Вот только там у нас всегда есть прописанный сценарий и текст.
Здесь, когда сессия закончилась, и меня «купили» для дальнейшей работы коучем в компании — хоть и понарошку, я поняла, что шла по наитию. Просто потому, что прописанного текста не было и никогда не будет в нашей профессии. Тут высокий и захватывающий полет четко выверенной импровизации, личной харизмы и жизненного опыта.
Все, что я буду слышать, исследовать, связывать, слушать и говорить – будет здесь и сейчас. И так, как не будет ни у кого другого. Вот еще одна метафора: каждая сессия — словно впервые садишься за руль, а рядом — никого. Но это же не повод никуда не ехать! Настраиваем сиденье, зеркала, пристегиваемся, отпускаем педаль тормоза, включаем максимум внимания и, плавно нажав на педаль газа, набираем скорость…