О пользе ничегонеделанья
Сказки в сторону! В авторской рубрике гуру психоаналитического бизнес-коучинга Манфреда Кетс де Вриса, руководителя магистерских программ по психоаналитическому коучингу в INSEAD и научного руководителя нашей Программы, пополнение. Интересное и весьма научное!
Так вот: для того, чтобы быть эффективным, нужно ничего не делать. Именно об этом наш маэстро сообщает в публикации, подготовленной в соавторстве с научным сотрудником INSEAD Алисией Чик, специализирующейся на исследовании путей решения проблем и разработке инструментов лидерства. Оказывается, постоянные переработки или слишком глубокое погружение в бизнес может как раз мешать развитию этого бизнеса. Почему? А потому, что…
1. В современных организациях трудоголиков действительно ценят и поощряют, а «ничегонеделание» считается проступком и стигматизируется. Причем до такой степени, что работники чувствуют себя неуютно или даже виноватыми, даже если делать действительно ничего не нужно. Но если мы не позволяем давать себе время на бесперебойные размышления на свободные темы и рефлексию, то на самом деле уменьшаем творческий потенциал, замедляем личностный рост и сокращаем вероятность появления инсайтов.
2. Высокая загрузка на работе может быть защитным механизмом от тревожных мыслей. Тем самым мы одновременно ограничиваем наше бессознательное мышление, которое способно генерировать идеи и решения эффективнее, чем при сознательном фокусировании внимания на задаче.
3. Одно из преимуществ возможности ничего не делать заключается в том, что свободное время дает возможность участвовать в играх. Современные открытия в области нейробиологии говорят, что игры способствуют повышению гибкости мышления и умению находить несколько вариантов получения искомого результата. Они помогают развивать навык подходить к ситуации креативно. Заменив творческую свободу исключительно логикой и структурным мышлением, мы забываем о важности спонтанных решений. Кроме того, игры дарят много эмоций и снижают стресс. Другими словами — они не роскошь, а необходимость.
4. «Ничегонеделание» и скука тесно взаимосвязаны. Скука имеет явную негативную коннотацию — мы часто ассоциируем ее с неспособностью заняться чем-то содержательным и полезным. Однако, будучи направлена в правильное русло, она может стимулировать поиск потенциально более интересных направлений для работы. Другими словами, скука может подталкивать на изучение «неизведанных территорий» и открывать таким образом новые возможности.
5. «Ничегонеделание» освобождает место для рефлексии, которая может привести человека в неизведанные области сознания. Новые связи и идеи часто приходят в сознательное мышление, когда наше внимание направлено на нечто совершенно постороннее. Однако именно это нечто совершенно постороннее способно изменить саму природу поиска решений сложных задач.
Баланс между работой и «ничегонеделанием» дает шанс избежать физического или психологического выгорания. Свободные размышления повышают продуктивность и добавляют в задачи творческую составляющую. В результате самыми эффективными оказываются те топ-менеджеры, которые способны как действовать, так и рефлексировать.