«Полезный пар»: Коучинг в эпоху неопределенности и энтропии
Михаил Стависский — организационный и психодинамический консультант, ментор, executive-коуч, старший преподаватель и супервизор магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» ВШЭ, фасилитатор, член экспертного совета Национальной федерации менторов и коучей, наш постоянный колумнист и автор рубрики "Полезный пар" — провел в январе в рамках Клуба выпускников мастер-класс, который назвал «Коучинг в эпоху неопределенности и энтропии». Эпиграфом выступила такая формулировка:
«Мы перестаем управлять системой в тот момент, когда признаем, что сила внешних обстоятельств оказывается выше нашей. Но до тех пор, пока мы знаем или ощущаем, что обстоятельства нам подвластны, мы управляем ими».
Что именно происходит сегодня? Михаил изложил основные тезисы специально для наших читателей:
Мир и раньше казался нам хрупким, тревожным, нелинейным, непостижимым. После начала процессов, которые сейчас идут повсюду и в России в частности, он стал расщепленным, невообразимым и жестким по отношению к людям, которые в нем живут.
Здесь нужно вспомнить такое понятие, как энтропия. Оно пришло из физики, и там характеризует степень хаоса системы. То есть это та сила, что приводит систему к максимально разобранному до молекул состоянию. В отношении психики энтропия — увеличение частоты, силы и количества обстоятельств, с которыми человек не может справиться. Это хаос и саморазрушение, которые взаимодействуют с противоположным явлением — процессом порядка. И то, и другое постоянно присутствует в организме и психике человека.
Что есть коучинг в эпоху энтропии? Это поиск путей развития и наращивания в себе внутренних сил, которые способны стать сильным и устойчивым ответом на нарастающее внешнее давление. Он помогает развивать наблюдающее эго и позволяет формировать ответ со стороны нашего бессознательного, нашей личности и нашего супер-эго.
Человеку нужны источники внутренней силы, и главный вопрос тут — чем заполнить эти источники, чтобы дать возможность управленцу, предпринимателю, лидеру или сотруднику быть целостным и взрослым. Занимать позицию автора, а не жертвы, позицию субъекта, а не объекта. Ведь мы создаем мир вокруг себя, а не мир формирует нас как частичку, от которой ничего не зависит.
Источников силы у каждого из нас множество. Это наши знания и наш интеллект, который мы можем развивать всю жизнь. Это практика и технологии, которые мы можем применять для реализации наших знаний и интеллекта. Это мышление, чтобы находить выход из коробочки и искать новые ответы на возникающие вопросы. Это то, что дает человеку возможность расти и выходить за рамки стереотипов, сценариев и установок, страха и тревог. А значит, формировать альтернативные пути своего движения, роста и развития.
Силу можно черпать и в других источниках — например, в сфере эмоций и бессознательного. Там кроется огромный ресурс, который позволяет человеку смело и активно двигаться в направлении поставленной цели.
Следующий источник — творчество, которое помогает нам быть гибкими, искать новые направления, решения и выходы, никогда не останавливаться на достигнутом, не впадать в ситуацию безнадёжности. Ведь в эпоху неопределенности необычные и неформальные решения для сложных ситуаций бесценны.
И последнее — это управление физическим состоянием, возможность поддерживать здоровое тело, в котором, как известно, здоровый дух. Необходимо давать организму и нагрузки, и отдых.
В условиях энтропии меняется и сам процесс управления — оно может быть вовлекающим, а может быть отбирающим. Человек может быть творцом, партнёром, субъектом, а может быть управляемым объектом. И конечно, мы понимаем, что вовлекающее лидерство, распределённое лидерство — это именно то лидерство, на которое многие процессы в условиях энтропии опираются и реализуются гораздо более эффективно, чем в традиционной модели, которая основана на контроле, планировании и подавлении других. В условиях, когда ни результат, ни процесс, ни участник, ни даже цель не известна и не гарантирована, наилучший вариант воздействия — вовлекающее лидерство.
Это первый тренд современного управления — давая возможность творчества и креатива как части корпоративного кода компании, мы больше начинаем говорить о философии бизнеса и власти. Меняем способ организации труда воздействием на социальную динамику, занимаемся образованием и обучением для того, чтобы сотрудники не цеплялись за привычные модели не только управления, но и получения информации и знаний. Мы по-новому управляем организацией и больше начинаем говорить о том, что отчужденный труд за деньги все менее и менее эффективен и имеет все меньше смысла.
Соответственно, еще один сегодняшний тренд в бизнесе — это новое отношение к труду, основанное на учёте мотивации лично каждого человека и помощи каждому сотруднику, его самореализации внутри компании вместе с укреплением веры каждого сотрудника в завтрашний день.
Мы начинаем думать о том, как управлять сотрудниками, когда в бизнесе существует схема «пойти туда — не знаю куда, делать то — не знаю что», поскольку мы не всегда можем дать чёткую задачу и поставить чёткую цель. Меняется управление продуктом, когда вместо процесса планирования, разработки, маркетинга, управления жизненным циклом приходит управление качеством жизни клиента.
Все больше начинаем думать о том, для кого наш продукт, кто будет использовать его и как меняется качество жизни клиента. Больше начинаем говорить об управлении доходом и о том, что бизнес становится все более живой системой, в которой есть бессознательное, эмоции, чувства — и в которой есть интуиция, которая помогает предвидеть то, что подвластно далеко не всем логическим инструментам прогнозирования. Математическое моделирование трендов не дает таких точных, интересных, лёгких результатов, какие дает интуиция и бессознательное.
Важнейшая задача современной компании – управление качеством жизни сотрудников. Каждый бизнес сегодня должен задуматься о том, какую ценность он несёт для своего персонала. Не ответив на этот вопрос, очень сложно что-то привнести на рынок.
И последнее, самое главное — управление процессом адаптации в новых условиях. Причем речь идет не только о настоящем, но и о будущем. Это очень интересные задачи, решать которые предпринимателям надо ещё только учиться.