Бегемоты, взрыв либидо и подвал: Москва летняя
Продолжаем туристическую рубрику – и вновь силами Ксении Вагнер, руководителя Клуба Программы, осваиваем новое направление.
Сегодня это – булгаковская Москва! Ксения рассказала нам, что увидели участники Клуба, когда галсами за три часа прошли шесть километров по маршруту от памятника Маяковскому к Патриаршим прудам, от Тверского бульвара – к Новому Арбату, от Смоленской – до Остоженки.
Булгаковский дом. Большая Садовая 10
В нынешнем музее-театре с 1921 по 1924 год жил Булгаков, и именно в этом доме разыгрываются главные сцены романа «Мастер и Маргарита». Здесь писатель поселил дьявольскую свиту, а образ Аннушки, пролившей масло, списал с одной из соседок. До революции дом был доходным – квартиры в нем сдавались в аренду, а при советской власти превратились в коммуналки для сотрудников типографий.
Пока мы, стоя во дворике, слушали экскурсовода, произошла чисто булгаковская сцена: из подвала вдруг выскочил полуголый мужчина и стал с криками раздеваться до трусов, преследуемый другим мужчиной. Мы не сразу сообразили, что это – артисты спектакля в действующем сейчас театре при музее.
Во дворе насчитали сразу несколько Черных котов, а заодно узнали, что Бегемот в демонологической традиции —демон чревоугодия. В сцене обжорства Бегемота в Торгсине Булгаков иронизирует в том числе и над самим собой – на валюту, полученную от зарубежных постановщиков пьес, писатель и его жена тоже делали покупки в том же Торгсине.
Предполагаемый особняк Маргариты. Спиридоновка, 17
Особняк Зинаиды Морозовой построен в 1893 – 1898 в стиле английской неоготики по проекту архитектора Фёдора Шехтеля и заказу богатейшего промышленника Саввы Морозова: двухэтажный, готический, с отдельным садом и отгороженный забором с решёткой, он наиболее подходит под описание в романе.
По мнению большинства биографов писателя, прототипом Маргариты была третья и последняя жена писателя, которую он называл «моя Маргарита» – Елена Сергеевна Булгакова. Булгаков познакомился с ней на празднике у общих друзей, будучи в то время женат на Любови Белозерской. Елена Сергеевна же была замужем за военачальником Евгением Шиловским.
Говоря на языке психоанализа, между Булгаковым и Шиловской случился обоюдный взрыв либидо, который можно описать фразой из романа: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке… Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Как и героиня романа, Елена Сергеевна долго не решалась на развод с мужем и даже не общалась с Булгаковым почти два года. Но потом случайно встретила его на улице – что это, уловки бессознательного? – и в тот же день попросила мужа о разводе.
Подвал Мастера. Мансуровский переулок, 9
Существует несколько версий адреса подвала Мастера, описанного в романе. По самой достоверной — это как раз подвал в Мансуровском переулке 9, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов.
Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой – и в этом полуподвальчике работал над «Мастером и Маргаритой».
Главного героя он во многом писал с себя. В произведении упоминается возраст Мастера: «человек примерно лет тридцати восьми». Столько же было автору, когда он начал создание «Мастера и Маргариты».
Зачем писателю нужна была эта идентификация с героем? Возможно, для него, как и для многих писателей, это было попыткой нарциссического расширения – способом обрести бессмертие на страницах своего романа. Возможно, это творческое решение было и сублимационным – описанная в романе травля Мастера похожа на то, что испытал сам писатель, когда критики атаковали его повесть «Роковые яйца».