Обзор ВКР Александра Бериева «Массовая культура как зеркало психотической реальности современного человека»
Путешествия из одной реальности в другую, «Игра в кальмара» и темная комната, из которой человек не может найти выход. Именно эти темы затрагивает работа «Массовая культура как зеркало психотической реальности современного человека» Александра Бериева, выпускника МП «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ, которую наши читатели признали одной из самых интересных среди ВКР 2022 года. Организационный консультант и слушатель второго курса Программы Лана Миллер попросила Александра рассказать подробнее, почему он выбрал эту тему, как связаны кино и реальная жизнь и почему герои порой ведут себя как жестокие дети.
О переходе из одной реальности в другую
Мы все живем в нескольких реальностях. Как минимум, мы все фантазируем. Есть реальность фантазийная и реальность в физическом мире. Говорить об объективной реальности не приходится. В магистерской диссертации я исследовал и анализировал психотическую реальность и то, как она проявляет себя в массовой культуре. Эта реальность, в которой утрачен конфликт, — ключевое условие для развития человека. Если брать за основу то, что любое противоречие, любой конфликт является движущей силой человека, в нем человек получает возможность расти, обогащать внутренний мир, развиваться, то отсутствие этого конфликта порождает оператуарную ловушку или движение по кругу — ситуацию отсутствия подлинного развития.
Сегодня меняются архетипы брендов, отраслей и персоналий. Строго говоря, меняется вся архитектура общественных образов. Формат коммуникационной культуры тоже меняется, усиливается влияние виртуальной реальности. Мы сидим в смартфонах и не замечаем, как мигрируем из одной реальности в другую. Но где именно проводим время, когда находимся в виртуальной реальности и с какими сюжетами и образами соприкасаемся? Заметьте: произошел стремительный бум сериального жанра, интернет-пользователей стала быстро поглощать гейм-индустрия и, конечно, существенную роль в нашей жизни играют социальные сети. Каждое из этих направлений так или иначе связано с массовой культурой. Последняя, в свою очередь, всегда так или иначе являлась и, думаю, является отражением общества, коллективного сознания и бессознательного. Согласно моей работе, при взгляде на сегодняшнюю массовую культуру мы обнаруживаем тенденцию к психотизации, то есть переход, зачастую, в психотическую реальность.
Относительно теории психоанализа, психотическая реальность — что-то более патологическое, но мы не знаем, насколько это действительно является патологическим. Потому что мир развивается, поколения и люди меняются, и те, кто жили раньше, тоже могли бы назвать современную реальность чем-то патологическим. Говоря о психотической реальности, я имею в виду смену способа восприятия мира, реальности, существования человека в этой реальности. Например, когда создаем в социальных сетях свой образ, аватар и продвигаем его, демонстрируя реальность, которую хотим видеть. Когда смотрим сегодняшнее современное кино, массовое, с высокими просмотрами, мы понимаем, что любое кино — это некая психическая реальность человека. И когда мы смотрим известные сериалы или фильмы, мы часто можем там увидеть признаки, которые характеризуют эту кинематографическую реальность как психотическую.
Почему я решил исследовать психотическую реальность через кино?
Для исследования можно использовать любой продукт массовой культуры, например, тот же рекламный ролик или визуальное изображение — все, что востребовано массой. В моей работе это кино. Как кино влияет на тенденцию психотизации? Сегодня много красочных, соблазнительных образов в кино, разных героев — очень успешных или загадочных, необычных, обладающих сверхъестественными способностями. Вся эта панорама героев привлекательна для человека. В кино предлагаются готовые образы и алгоритмы действий, показывается даже внутренняя психическая реальность героев. Человек получает возможность идентифицироваться с любым персонажем – часто это яркий образ из массовой культуры – и так решает свои внутренние проблемы. Страхи и тревоги покрываются за счет подобной идентификации, он убеждает себя, что выбранный герой — идеал его Я. На какое-то время это позволяет избавиться от тревоги, заглушает ее голос. Однако, тревога так же является движущей силой развития – и получается, что психика блокируется за счет заимствования образа, идентификации с ним и отсутствия саморефлексии и развития. Это пример помещения себя в психотическую реальность.
Что говорит психоаналитическая теория, и как я двигался в своем исследовании
В теоретической части я концентрировался на изучении психозов, откуда они возникают и какова их природа, и от них переходил к нарциссизму. Психоз — это высшая стадия нарциссизма, если так можно выразиться. Психоз произрастает из нарциссического, и в работе я изучал их взаимосвязь. Далее перешел к тестированию реальности и как она коррелирует со злокачественным нарциссизмом и психотической реальностью. Насколько возможно тестировать реальность вообще, когда человек находится в тисках психотического захвата. И уже далее, анализируя массовое сознание через такие работы, как, например, «Психология масс и анализ человеческого Я» Фрейда и работы других авторов, старался уловить влияние отдельного человека на массу и как он может становиться авторитетным лицом для других, вести их за собой, стимулировать на героические поступки, или повлиять на проявление невероятной агрессии. Получается, что люди совершают поступки, которые они в обычной жизни могли бы и не совершить, настолько влиятельными игроками сегодня становятся образы массовой культуры.
Маленький ребенок считает, что, когда громко плачет, влияет на эту реальность: мама сейчас придет и успокоит, он получит питание. Это состояние первичного нарциссизма — ребенок воспринимает себя как центр Вселенной. Идея, что он центр Вселенной, что он может влиять на реальность и ее менять, на самом деле коррелирует с идеей о сверхъестественных силах. Или, например, люди, обращаясь часто к той же астрологии или эзотерике, хотят получить ответы на свои вопросы: «А я буду богат или не буду? Я завтра встречу свою любовь?». Людям нужен какой-то простой и однозначный ответ без ситуационного коридора и сценариев. Они хотят, чтобы им сказали, что да, все будет хорошо. Это такой родительский объект, который тебе говорит: «Все будет хорошо, успокойся». Это все взаимосвязанные звенья про то, как психотическое постепенно возникает в разных сферах.
За основу я брал частично Фрейда, частично Лакана, и дальше уже анализировал психоаналитическую теорию кино в эмпирической части и рассматривал это сквозь призму теории взгляда Лакана и вообще того, что он писал про кино и что писали его последователи. Анализировал непосредственно выбранные мной сериалы и кино на предмет характеристик психотической реальности. То есть через анализ кинокартин я старался показать, что действительно мы от невротической диалектики переходим к психотической.
«Игра в кальмара»: убить или умереть
Фильмы, которые я анализировал – «Звездные войны», сериал Карточный домик» — как образец психотического в массовой культуре, и «Игра в кальмара». Мимо «Кальмара» было невозможно пройти мимо и проигнорировать огромное количество просмотров и нетривиальный сценарий.
Психотическая реальность «Игры в кальмара» очень обнаженная: люди оказываются в ситуации совершенно нетипичной, вынуждены выживать, при этом выживание происходит в игровом формате. Сюжет напоминает о том опыте эмоциональных переживаний в детстве, когда ребенок переживает импульсы и эмоции до такой степени агрессивные, что может пожелать смерти мальчику в песочнице, потому что он в чем-то оказался лучше. Это нормально для детей, еще не цензурированных общественной моралью и нормами. Любопытно, что герои оказываются в игровой реальности, которая связана с детством. В этом условном «детстве» их агрессивные импульсы идут по взрослому сценарию, где они могут убивать или умереть. Для того, кто устраивает игры, это тоже его психотическая реальность, где люди воспринимаются как вещи: их жизнь неважна, они просто участвуют в играх, умирают как в компьютерной игре. Та самая психотическая реальность — темная комната, из которой человек не может найти выход.