• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Обзор ВКР Софии Агамалян «Психоанализ вдохновения»

Вдохновение, сны, боль, подъем и творческий эксгибиционизма, а еще кино - Бунюэль, Бергман и очень много Тарковского. «Психоанализ вдохновения» - эту тему наши читатели назвали самой интересной и захватывающей среди всего списка лучших магистерских диссертаций этого года. Организационный консультант и слушатель второго курса Программы Лана Миллер попросила Софию Агамалян, психоаналитически ориентированного психолога, рассказать о ее дипломе и о том, в чем все-таки заключается психоаналитическая природа вдохновения.

Не знаю, почему выбрала именно такую тему. Может потому, что мне самой свойственно вдохновляться, все время хотеть что-то реализовать. Или у меня просто было приподнятое настроение и состояние духа. Сначала была мысль писать про тревожность, которая мне тоже, кстати, свойственна. А потом поехала с друзьями в горы, и там родилась тема вдохновения, которая, скорее всего, зрела внутри меня. Все очень психоаналитично — мы берем только то, что содержится в нас.

Стержень моей ВКР — исследование, откуда берется созидательное вдохновение. В работе есть тезис о наличии травмирующего опыта, который болезненно переживается человеком. При высокой степени рефлексии он трансформируется в искусство, в картины, в кино. Это травматизация, которая осмысляется индивидом — не просто отбрасывается, а принимается во внимание. Кто-то, чтобы не столкнуться с болью, выбирает безопасный путь, бесцветный образ жизни. Творческие люди, наоборот, боятся в эту бесцветность окунуться и сублимируют эту травматизацию.

Вдохновение не всегда порождается болью. Есть вариант как раз с освобождением пространства. У меня просто так часто бывает: иду по улице и улыбаюсь — это совершенно потрясающее состояние, когда в голове могут возникнуть любые мысли, которые просто будут освещать жизнь и дадут почву для размышлений еще надолго. И будут еще какие-то классные идеи. Это «вот пожалуйста, у тебя освободилось место».

В работе часто появляется Тарковский. Андрей Арсеньевич не заявлен в моей теме, но очень точно ее отражает. На создание шедевров его вдохновлял личный травматический опыт. Мое озарение было увидеть масштаб внутренней рефлексии Тарковского психоаналитическими глазами.

Так и началась моя магистерская диссертация. Я поняла, что должна описать то что вижу и почему интерпретирую именно так. Хотелось размышлять, связывать идеи между собой и получать удовольствие от ощущения открытия.

Главный тезис: вдохновение — это внутрипсихический процесс, истоки которого скрывается в бессознательном. Впоследствии происходит проникновение из бессознательного в предсознание, куда мы уже можем добраться и что мы уже можем как-то потрогать. Тогда это позволяет человеку создать уникальные, новые идеи. То есть творчество происходит не на уровне сознания, а идет из бессознательного, и это – глубинный внутрипсихический процесс. Это конфликты, заключенные в бессознательном. Это то, о чем писал Фрейд, — неудовлетворенные вытесненные желания.

В моей работе ступенькой к Тарковскому были Бергман и Бунюэль, у которых очень много снов в картинах. Сны — королевская дорога в бессознательное, они дают прямой путь к его исследованию.

Тарковский так же использует сны, а значит, работает с бессознательным. Внутренний конфликт автора отражается в творчестве — очень психоаналитично! Автобиографическое «Зеркало» Тарковского — о личностном и семейном конфликте автора. В целом, фильмы мэтра — его анализ, его самоанализ, как если бы он лежал на кушетке.

Ключевая мысль, которая глубоко описывает процесс творчества: для того, чтобы что-то создать, надо себя обточить. Творческий человек — писатель, художник, режиссер — в процессе создания книги или фильма, обтачивает себя, обнажая в творчестве душу, невроз, внутренние конфликты.

Источник вдохновения находится в области бессознательного, от соприкосновения с которым через область предсознания становится возможным свободное и естественное пробуждение вдохновения. Можно сказать, что таким образом происходит разрешение внутреннего конфликта. То есть через вдохновение и творчество конфликт не просто актуализируется, а происходит его проработка. Фрейд говорил, что творчество как сублимация, и что мы выбираем вид деятельности, который нас от них освобождает.

Получается, что создание творческих проектов можно рассматривать как вид личной терапии или личный анализ.

Подать заявку на обучение