Обзор ВКР Виктора Бурмистрова «Психоанализ моды»
Встречают по одежке — наверняка слышали эту пословицу тысячу раз? И ту же тысячу раз думали, что высказывание про то, что одежда должна быть чистой, опрятной, соответствующей обстановке и так далее. Все для того, чтобы люди хорошо о вас подумали и составили благоприятное первое впечатление.
На самом деле одежда — ее фасон, крой, материал и так далее — могут рассказать о своем хозяине даже больше, чем он желал бы и не просто произвести впечатление, а оказаться целым подспорьем в работе консультанта.
Итак — что можно узнать, изучая образы человека? Как материал, из которого сделана одежда, влияет на психику? Почему психологу стоит обращать внимание на образ клиента и как это может помочь? Именно эти темы раскрывает в выпускной работе «Психоанализ моды» Виктор Бурмистров, психодинамический коуч, член ISPSO и CBT ASSOCIATION, консультант по вопросам создания образа. Организационный консультант и слушатель второго курса Программы Лана Миллер поговорила с Виктором о его ВКР, которая не только стала одной из самых популярных работ этого выпуска, но и вдохновила Виктора на создание собственной мастерской в нашем лучшем в мире Клубе Выпускников.
Мода интересует меня с подросткового возраста — настоящим открытием она стала, когда вышел первый номер российского Vogue, где редактором была Алена Долецкая. С тех пор – а прошло уже 20 лет — мода всегда шла рядом со мной, даже когда я строил карьеру в финансах и занимался бизнесом. Всегда задавался вопросом, почему человек одевается и выглядит именно так, как он выглядит. Особенно это помогало в начале карьерного пути — я мог лучше понимать психологию людей, как с ними взаимодействовать, как лучше выстроить диалог. На Программе получилось совместить психологию, бизнес и увлечение модой, а подготовка магистерской диссертации дала импульс моему профессиональному развитию.
На психоаналитическом мода — это сублимат коллективного бессознательного, который через сознательную работу определенных людей превращается в образы и одежду. Дизайнер берет вайб, бессознательный тренд, который в моменте существует в обществе, и превращает его в свое творение. Он даже чем-то похож на психоаналитика — тоже интерпретатор. Его задача —увидеть и истолковать большие волны трендов, считать, что люди захотят купить. Дизайнерская коллекция — всегда микс трендов коллективного бессознательного, помноженных на психику дизайнера.
Мода — это переходное пространство, где мы успокаиваемся и меняемся
Когда прочитал «Общество потребления» Бодрийяра в контексте написания моей работы, я осознал, что большие компании уже полвека назад понимали психологию потребления, создавали атмосферу и переходные объекты в виде торговых галерей, например, в Париже и Нью-Йорке. Когда мы в них оказываемся, то попадаем в мир фантазий и погружаемся, по сути, в инфантильное состояние. Смотрим на то, что там продается, представляем, как будем выглядеть, например, после нанесения этого крема или в такой одежде. Мода — реальный переходный объект, пространство, где мы успокаиваемся, а наша психика отдыхает. Когда я связал это с психоанализом, то совершенно по-другому прочитал Бодрийяра: не только маркетинг, но и психоанализ используется большими брендами, чтобы влиять на нас, манипулировать нами, использовать наши слабости и на этом играть. Если раньше было время истеричек, то сейчас время нарциссов, и компании предоставляют все, что может удовлетворить нашу нарциссическую уязвимость и помогает укреплять нашу психику. Когда неуверенные в себе начинают носить одежду от больших брендов, они меняют внутреннее ощущение — есть много кейсов, когда человек за счет переструктурирования образа начинает чувствовать себя увереннее. Да, это эффект «волшебной таблетки» – как только снимешь эту одежду, от уверенности останется тыква. Но если в социальном контексте нужно, например, хорошо выступить или подготовиться к собеседованию, то правильно подобранная одежда и образ могут сильно поспособствовать. Есть задача или цель – ее можно достичь через образ.
Что можно узнать, изучая образы человека
Светлана Федорова, мой научный руководитель – пример конгруэнтного образа, в котором личность полно и красиво выражена через образ. Сразу считывается, о чем этот человек, как структурирована его психика. Если честно, я вообще не представлял, как писать о моде со стороны психоанализа. Светлана Михайловна посоветовала почитать книгу «Система моды» Ролана Барта, французского постмодерниста, который как раз исследовал и интерпретировал то, о чем говорят детали в образе. С Ролана Барта началась моя связка моды и того, что Лакан называет «означаемым» и «означающим». Например, перед вами человек в хлопковом черном худи — это так называемое «означающее». С «означаемого» уже начинается психоаналитическая работа: почему это худи черное, о чем это? Есть буквальное прочтение знака – цвет, форма, фактура, модно-не модно, а есть, что за этим стоит, что это означает.
Моя гипотеза такая: в моде есть четкая психоаналитическая связка «означаемое»-«означающее». В работе я выдвинул теорию, что нарцисс, истеричка, шизоид могут быть продиагностированы – исходя из динамики образов людей. Более того, возможно исследовать, какая у человека психика и почему этот человек так одет, что его психический мир таким образом проявляет или скрывает. За основу взял наиболее яркие психотипы Нэнси Мак-Вильямс, подобрал под них героев — кто-то реальным, кто-то – вымышленный. Одежда — всегда часть социальной роли, и неважно, проигрывается ли она в жизни или на выдуманной сцене.
Почему психологу стоит обращать внимание на образ клиента
Внешний вид, образ, одежда психологами часто упускаются из вида. Такой говорящий фактор! Между тем, образ открывает подсознательное, его можно бесконечно считывать, интерпретировать, строить гипотезы. Психика сразу реагирует на внешний вид при встрече с человеком. Очень важно уметь этот образ читать и использовать его как часть материала в психотерапевтической и коучинговой работе.
Наш образ — двустороннее зеркало и направлен внутрь нас и вовне. Как будто диалог, который идет внутри нас. С другой стороны, в этом зеркале начинает отражаться внешний мир и то, как мы сами в нем отражаемся. Наш образ — говорящий, интерактивный, взаимодействующий с окружающей действительностью, поэтому очень важно быть не только наблюдателем за тем, кто пришел к вам в кабинет, но смотреть и на себя.