Волевой акт в четырех стадиях
Успешных лидеров описывают как сильных волевых людей. Но что есть человеческая воля на самом деле? Формального ответа на этот вопрос с точки зрения психоанализа не существует хотя бы потому, что такого термина нет в профессиональных словарях. И все же работа с волей играет важнейшую роль в психоаналитическом коучинге, особенно если он связан с бизнес-ориентированными запросами – и касается это как клиента, так и специалиста.
В том, что же такое «концепция воли», разбирался выпускник МП Алексей Бахолдин, причем сделал это под необычным углом. Читать этот полезный текст мы всячески рекомендуем, но на все – воля ваша.
«Словарь по психоанализу» Ж. Лапланш, Ж-Б. Понталис не предлагает толкования понятия «воля». При всем этом попытки дать этому термину объяснение предпринимались на многих этапах развития психоаналитической концепции — достаточно начать с трудов античных философов и дойти до отца-основателя нашего Фрейда и его последователей Юнга, Адлера, Лоренца, Хорни, Фромма.
Сориентируемся сначала в самом термине, пусть будет точка отсчета:
Воля — важная составляющая структуры психики человека. Можно определить ее как способность регулировать свою деятельность и поведение, преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать ограничения, выдерживать фрустрацию. Требуется ли для этих действий волевое усилие? Ответим «психоаналитически»: и да, и нет. Человеческая природа с ее внутренними противоречиями во многом иррациональна, конфликтна. Даже когда «голове все понятно» и есть рецепт «просто взять и сделать» — это не работает.
Где же находится воля в структуре психического аппарата? И есть ли она там? Призовем в помощь понятие «структура волевого акта», которое исследовал советский психолог и философ Рубинштейн. Научное наследие Сергея Леонидовича позволяет проследить динамику волевого акта и его единство с психоаналитической теорией.
Волевой акт содержит в себе 4 стадии:
Первая — возникновение побуждения или постановка целей. Даже на этой стадии видна взаимосвязь понятия воли и психоанализа, хотя пространство для дискуссии о «месте нахождения» воли в структуре психического аппарата остается. Постановка целей относится в большей степени к инстанции «Я», в то время как побуждение (влечение) соответствует инстанции «ОНО». Остается ли место для инстанции «Сверх-Я» на данной стадии? Можно полагать, да, поскольку «Сверх-Я» играет роль цензора и отвечает за наблюдение, формирование идеалов и постановку «правильных» целей. Таким образом, проблематика воли затрагивает нас полностью, на всех уровнях и инстанциях. Поэтому важно на конечном и бесконечном пути познания психоанализа оставить пространство для раздумий и коллективных обсуждений.
Вторая: «Обсуждение и борьба мотивов». Здесь взаимосвязь с психоаналитической теорией и работой в психоаналитическом процессе становится еще более очевидной. Возникают два концепта психоанализа — «конфликт» и «сопротивление». При сопротивлении волевой натиск коуча на клиента в процессе работы в 99.9% случаев не принесет позитивного результата и лишь усилит сопротивление. Возникнет ситуация, которую можно обозначить простой психоаналитической (и не только – вспомните третий закон Ньютона) формулой – в волевой борьбе с сопротивлением клиента можно наткнуться на еще большее сопротивление. Что делать? Работать с ним! Требуется ли для этого воля психоаналитического специалиста? Безусловно.
Человеческая природа конфликтна — это почти священная психоаналитическая истина. Зная ее, можно в значительной степени облегчить обучение психоанализу и работу с клиентами. Если специалист осознает наличие противоречивых стремлений, различных потребностей нашей личности и личности наших клиентов в формате «Замолчи! / «Почему ты молчишь?», он сможет уберечь себя от внутреннего разрушения и профессионального выгорания. Очень часто мы одновременно «хотим чего-то» и «не хотим» или хотим, но прямо противоположных вещей. Корни этого — в детском комплексе «всемогущества». Взрослость, в том числе профессиональная, — это про способность делать выбор, выдерживать и разрешать конфликты. Требуется ли для этого волевое усилие? Разумеется.
Третья стадия — решение. Мы преодолели конфликты, справились с сопротивлением, пора действовать! Не тут-то было. Принять решение — не равно выполнить его. Оно может быть очень стройным, логически выверенным, обоснованным и желанным. Но даже когда у нас на столе план действий и, казалось бы, работа завершена, оказывается, все только начинается. Возникает новое сопротивление — неприятие всего нового, страх последствий и наказания. Иными словами, возникает сопротивление действию, которое смещается с внутренней области на внешнюю: «Головой-то я все понимаю и даже знаю, что надо делать, но не могу».
Что делать психоаналитическому коучу? Работать. Над планом действий, над страхами клиента, над вопросом «Если это сделать, что может произойти?». Ведь само исполнение решения требует изменения реальности, как психической, так и внешней. А это все новое — и поэтому действовать так страшно. Поэтому тянет в старое, привычное, пусть и не сильно устраивающее, травмирующее, но — безопасное.
Четвертая стадия — долгожданное выполнение. Реализация задуманного, того, чего так давно хотел. Ура? Нет. Недостаточно подняться на вершину, необходимо еще удержаться на ней.
Огромное количество запросов, особенно карьерных и корпоративных, как раз об этом. Страх успеха, страх, что не получится, осознание своей недостойности успеха, который «свалился голову», потеря смысла жизни при достижении цели — все это предмет работы специалиста на четвертой стадии. Нужно помочь клиентам удержаться на высотах, на которые они очень хотели, но никак не могли подняться. Новый статус, ответственность, запросы, творчество и в целом новая реальность потребуют еще одного волевого усилия. Которое в свою очередь вызовет новые конфликты, новые сопротивления и новые решения. Нужна ли воля, чтобы с этим справиться? Ответ очевиден.
Уникальность психоаналитического метода заключается в том, что он позволяет работать не только с прошлым, но и с будущим. Психоаналитические коучи – вовсе не пилоты машины времени, в которой клиенты «возвращаются в прошлое», исправляют там ошибки, разбираются с абьюзерами и не получают травму и терзающие душу противоречия вместе с ней. Они помогают клиентам жить счастливее и с удовольствием в будущем – через познание себя и своего прошлого. И для этого тоже нужна воля.