• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ля Галетт»

Само понятие импрессионизма говорит нам: главное — передать зрителю впечатления от момента, совсем короткого и ускользающего мига. Но это совсем не отменяет глубокой и обстоятельной работы! Вот, например, Пьер Огюст Ренуар регулярно хаживал в одно популярное парижское заведение с огромным холстом, ставил его чуть на возвышении — и мазок за мазком писал, как народ танцует и веселится.

Искусствовед Алина Аксенова рассказывает, кого из реальных персонажей запечатлел Ренуар на знаменитой картине «Бал в Мулен де ля Галетт», как ему удалось добиться эффекта солнечного мерцания, и при чем тут фильм «Амели». Психоаналитик Светлана Михайловна Федорова, преподаватель МП, размышляет о значении шляп и возможном родстве изображенных Ренуаром дам, а Мирослава Синельникова, которая, несмотря на юный возраст, знает толк в красивой одежде и хороших кафе, отмечает, что герои картины действительно неплохо проводят время.

Алина Аксенова, искусствовед

Если и были на свете люди, которые ни разу не слышали о Монмартре, то держу пари, что после фильма «Амели» таких не осталось вовсе. В знаменитое кафе «Две мельницы», где работала героиня, даже спустя 23 года после выхода фильма являются толпы туристов. Однако лишь немногие в курсе, что название кафе получило из-за настоящих мельниц, которые и теперь можно увидеть на той же улице. В отличие от кинематографического соседа, эти две мельницы были увековечены десятки раз, ведь после превращения их в питейно-танцевальное заведение под названием «Мулен де ля Галетт» здесь собиралась вся парижская богема.

Ван Гог, Лотрек, Пикассо, Ван Донген и многие другие были не только завсегдатаями этого места, но и создателями картин, передающих атмосферу внутри и вокруг. После закрытия мельниц и превращения их в заведение общепита между ними образовалась вместительная терраса — каждое воскресенье после обеда и до самой ночи на ней устраивались танцы. Лёгкость и непринуждённость этой обстановки лучше всего передана в работе Пьера Огюста Ренуара, показанной публике на третьей выставке импрессионистов. 

Поскольку одной из установок художника-импрессиониста являлась работа с натуры, Ренуар регулярно навещал танцплощадку вместе с огромным по импрессионистским меркам холстом —131 на 175 см — который ему помогали приносить из находившейся по соседству мастерской его друзья. Расположившись между пятой и восьмой ступенькой лестницы, ведущей в саму мельницу, откуда открывался вид на Париж, Ренуар ставил мольберт так, чтобы видеть гостей. Справедливо будет отметить, что это первая картина, созданная на пленере с таким количеством людей, да ещё и танцующих!

Среди запечатлённых художником героев много его личных знакомых. На танцплощадке, например, изображён приятель Ренуара — латиноамериканский художник Дон Педро Видаль де Соларес-и-Карденас. Он танцует с натурщицей по имени Марго— девушкой в бледно-розовом платье. В правом нижнем углу журналист и искусствовед Жорж Ривьер, не отводящий взгляда от натурщицы Ренуара — красотки Жанны, одетой в чёрное. Она обнимает за плечо свою сестру Эстель. Обе в то время нередко появлялись на полотнах художника, ценившего женскую красоту и всегда передававшего её радостной и светящейся.

Пожалуй, именно Ренуар среди прочих солнечных импрессионистов считается настоящим живописцем счастья — в этом он признавался и сам, заявляя, что никогда не взялся бы за кисти, если бы это не доставляло ему удовольствия. Радостью светится и его «Бал в Мулен де ля Галетт», причем в буквальном смысле. Если бы мы видели картину не на экране компьютера, а на стене музея Орсэ, полное ощущение мерцания солнечного света нам было бы гарантировано. Этот эффект создаётся с помощью рассыпанных по полотну светлых пятен, которые, кажется, скользят по поверхностям, оживляя толпу, приводя все фигуры движение.

Иллюзия поддерживается многочисленными диагоналями, построенными с помощью предметов и фигур: основная диагональ идёт от выглядывающей слева и не полностью вошедшей в «кадр» женской головы через причёску Жанны к персонажам, выстроившимся у дерева справа. Параллельную линию мы видим ниже: её образуют сидящие за столом мужчины, а также грань стола, спинка скамейки, танцующие пары — всё будто движется из левого нижнего угла вправо вверх.

Это усиливает иллюзию скольжения солнечного света, придавая сцене радостный характер. На этот же динамический эффект работает и знаменитый «пушистый» мазок ренуаровской кисти, делающий контуры размытыми, а картину – с оттенком небрежности. Однако при кажущейся спонтанности «Бал в Мулен де ля Галетт»  — не впечатление и случайный кадр, но результат тщательной работы с продуманной композицией, ракурсами и образами.

Светлана Федорова, психоаналитик

Свет, блики, движение, танец – первое и главное, что начинает крутиться в голове. После «Бала в Мулен де ля Галетт» Ренуар неоднократно изображал танцы – «Танец в Буживале», «Танец в городе», «Танец в деревне» – и каждый раз героев на полотне два – танцующая пара и игра света.

«Бал» так же наполнен игрой света и множеством пар, однако, на переднем плане мы видим некую триаду или даже скорее композицию людей. Одна из них – грозная женщина в черном платье и большом головном уборе, похожем на корону. Рядом – девушка в полосатом платье. В женщинах что-то перекликается, есть какая-то неуловимая похожесть – можно предположить, что это мать и дочь, и первая как будто сватает вторую.

Все мужчины на картине в шляпах, кроме молодого человека, которому сватают девушку. Зато шляпа есть у нашей властной дамы, по крайней мере, массивное подобие головного убора на ней присутствует.

На одежде танцующих и веселящихся людей видна игра света и тени, но на полосатом платье девушки ее нет. Контрастные темные и светлые полоски – это свет и тень, контрастирующие друг с другом. Они – как некая амбивалентность, как желание сказать «да», и одновременное желание сказать «нет». Но над девушкой нависает фигура матери в темном платье, по цвету более характерном для мужских нарядов, да еще и с отблесками чего-то красного, как будто только мать может решить, имеет ли дочь право быть с молодым человеком.

Мирослава Синельникова, 5 лет, любит хорошо одеваться, вкусно завтракать, высоко летать и делиться знаниями

Вижу, что ребята за столом хорошо кушают. Много разного народу — мальчики, девочки, вокруг стеклянные шары. Нравится, что все очень дружные: одни едят, другие танцуют, всем в этой кафешке хорошо. И вроде бы зима — на полу снег — а листья на деревьях зеленые. Чудеса! А еще интересно, как мальчик по центру немного наклонил голову к девочкам: кажется, он им сказку рассказывает. Интересно, зачем?

Подать заявку на обучение