Демон, Змей-искуситель и Сверх-Я. Что еще скрывает «Геката» Уильяма Блейка?
Геката — «богиня трех дорог», всемогущая властительница всего происходящего в этих направлениях. Римляне изображали ее в виде трех фигур, соединенных спинами, а в образе всегда считывались мощь и могущество. Однако на полотне Уильяма Блейка она выглядит одинокой и потерянной, да и три фигуры, в нарушение канона, отделены друг от друга. Что все это значит? Рассказывает доктор психологических наук, профессор, академический руководитель нашей Магистерской Программы, ведущий executive-коуч международных бизнес-школ Андрей Владимирович Россохин.
«Я вижу в этом нарушении канона явный отказ от власти над пространством. Отказ или неспособность указать направление. Главная фигура Гекаты напоминает Демона Врубеля — та же поза, та же бисексуальность, сочетание мужского и женского. Но Демон предельно страстен, готов к движению, а здесь я ощущаю какую-то подавленность и колоссальное внутреннее напряжение. В этой фигуре нет мощи, ее сила как будто заблокирована.
Рука Гекаты лежит на книге, это определенно Библия, — словно утверждает закон, мораль. Но в то же время ее лицо отвернуто от Библии в противоположную сторону. Скорее всего, она смотрит на Змея, который, подобно Змею-искусителю, хочет ее соблазнить.
Две обнаженные фигуры, которые представляют другие ипостаси богини, — это условные Адам и Ева. Они хотели бы встретиться, соединиться в страсти, но их разделяет Геката, которая не знает, что делать. Они потупились, не решаются смотреть друг на друга. Их руки бессильно опущены или даже убраны за спину. Гениталии закрыты. И сама Геката при этом, напомню, смотрит в глаза искусителю, а руку держит на Библии. Она словно парализована, не может выбрать ни то, ни другое.
Очевиден конфликт между телом и духом, страстью и запретом, язычеством и христианством. Геката, фаллическая женщина, обладающая колоссальным всемогуществом, здесь обретает человеческие черты, начинает соблазняться сексуальностью, но не способна сделать выбор ни в пользу своей божественной силы, ни в пользу земных радостей. Глаза совы имеют тот же самый красноватый блеск, что и у змеи. Сова напоминает маленького ребенка, захваченного сексуальными фантазиями, чьи глаза широко открыты от возбуждения. Летящий на заднем плане дракон подобен наблюдающему «Сверх-Я». Он следит за Гекатой и готов ее сожрать, если она выберет стать смертной женщиной. Если же она вернет себе могущество богини, дракон смиренно улетит».