«Счастливые возможности качелей», или кто притаился в кустах
«Счастливые возможности качелей» – не просто самое известное, а поистине знаковое произведение Жана Оноре Фрагонара. Тем интереснее, что изначально заказчик предлагал написать эту картину совсем другому художнику – Габриэлю-Франсуа Дуайену. Однако тема полотна тому показалась уж слишком фривольной, развратной и наглой, что он переадресовал ее другому художнику – Фрагонару.
О том, как родился шедевр эпохи рококо и о чем он на самом деле, рассуждают Алина Аксенова – историк искусства, преподаватель, автор книг «История искусства. Просто о важном» и «Искусство ХХ века. События. Художники. Эксперименты», старший преподаватель нашей Программы Светлана Федорова, и Арсений Фесенко, проницательный молодой человек, разглядевший самолет на картине XVIII века.
Алина Аксенова, искусствовед:
В нежном платье цвета клубничного зефира взлетает на качелях прекрасная незнакомка. С её ноги спадает розовая туфелька на каблуке и летит в направлении статуи Амура, античного бога любви. Впрочем, и без него понятно, что речь идёт о любовной истории, а точнее, о любовном треугольнике, в котором кроме барышни в розовом и кавалера в кущах на первом плане есть ещё и пожилой господин, стоящий справа в тени. Собственно, композиция как раз и представляет собой треугольник, и все три фигуры героев соединены между собой линиями вытянутых рук. Перейдя от формального анализа к происходящему, видим пикантную ситуацию: в то время как раскачивающему качели герою остаётся лицезреть красавицу сзади, юноша на первом плане обладает привилегией заглянуть под юбку мадмуазель, что, кажется, ни капли её не смущает. О том, что перед нами сцена нелегального флирта на грани неприличия, говорит жест Амура, прижимающего палец к губам. Говорят, что после недавней реставрации картины, когда удалили пожелтевший лак и старую ретушь, в живописи стали заметны новые детали, а особенно чувственный и смелый взгляд дамы, которым она одаривает сидящего в кустах кавалера. Писать полотно на такой сюжет решился бы не всякий художник, будь он хоть трижды француз – родина маркиза Де Сада могла дать фору в неприличных историях живописцу из любой другой страны, но всему есть предел. Как гласит полулегендарная история, изначально придворный Людовика XV заказал картину классическому живописцу Габриэлю-Франсуа Дуайену, работавшему в историческом жанре. Тот, узнав замысел заказчика, наотрез отказался писать полотно, способное дискредитировать его в звании серьёзного мастера. Однако он передал заказ Жану Оноре Фрагонару, и именно «Качели» стали одной из главных работ художника и стиля рококо.
Если коротко, рококо – это гедонизм и легкомыслие, флирт, тайные свидания, поцелуи и любовные письма, аристократизм, уют и расслабленность. Любимые герои – молодые особы, их кавалеры, амуры и венеры. Мир рококо утопает в розах, рюшах, кружевах, шуршит дорогими тканями под звуки клавесина.
Фоном в картинах чаще всего служат заросли английского парка, не путать с французским: в то время как во французском все деревья и кусты подстрижены по линейке, а дорожки пересекаются под углом в 90 градусов, английский представляет собой настоящий густой лес. Правда, Фрагонар показал деревья похожими на облака, но эта воздушность как раз работает на ощущение лёгкости происходящего. В таком пейзаже можно увидеть как намёк на бурные чувства, не знающие преград, так и более философский подтекст. Расцвет рококо приходится на середину и вторую половину 18 века, когда половина Европы зачитывалась произведениями французских просветителей, и особенно трудами Жан-Жака Руссо. Одна из его идей о естественном человеке, то есть человеке идеальном, живущем не в городе, а в деревне, на природе. Герои Фрагонара далеки от настоящей деревенской жизни и совсем не похожи на крестьян, но дань моде, вне сомнений, отдана. Об этом же и кажущаяся незначительной милая деталь – шляпка на голове дамы. Такую часто изображали на головах пастушек или деревенских девушек, и в этом контексте она намекает на чистоту и непосредственность героини, в чём у видящего столь пикантную сцену зрителя, есть сомнения.
Достигший предела аристократический гедонизм закончился революцией и отрубленной головой королевы Марии-Антуанетты, а слава Фрагонара всё это пережила. Вдохновившись образами XVIII века, сто лет спустя Пьер Огюст Ренуар написал свои «Качели». Так легкомысленное рококо передало эстафету импрессионизму.
Светлана Федорова, психоаналитик:
Испугана даже собачка! На этой картине боятся все, кроме мальчика в Эдипе и взрослого господина, управляющего раскачиванием качелей. Что же здесь происходит?
Однозначно, происходит треугольник. Один его угол – мужчина в летах, раскачивающий девушку, другой – пораженный раскованностью дамы и пышущий молодой сексуальностью любовник. Как будто иллюстрируя фантазию о разных возрастах мужчины, художник запечатлевает восприятие им женской сексуальности в разные годы. Маленький ангелочек испуган и отвернулся, чтобы не видеть происходящее. Ангел лет шести с виду наблюдает уже с любопытством и ловит взгляд девы. Молодой мужчина – сражен, захвачен, немного обескуражен потоком женской сексуальности. Она слишком для него захватывающа, как ветер, который сносит и сбивает с ног.
Девушка изображена так, что немного напоминает божество – так рисовали сошедших с небес. Ничего удивительного, ведь она – про божественное женское, и оно мужчин пугает. Правда, мужчина в возрасте не испуган, он как бы способен совладать с женской сексуальностью, и в этом похож на отца, управляющего сексуальностью дочери. Тогда именно родители принимали решение о вступлении детей в брак, и на секунду кажется, что картина именно об этом. Посмотрите какой диссонанс – с одной стороны, парящая легкость, нежность, страстность, свежесть, с другой – обилие сковывающих девушку канатов, пут, все эти удушающие кринолины. Девушка пытается вырваться, но один мужчина управляет ею, а второй, хоть и сражен наповал, но пока не готов принять ее, вырвать из канатов и взять за нее ответственность.
Есть и официальная версия происходящего на картине: в XVIII веке любовник или любовница были нормой, скорее странно было не состоять в треугольнике. Так что управляет девушкой муж, а поклонник наслаждается пикантным видом: дамы эпохи Рококо не носили нижнего белья. Девушка совсем не боится открытости, еще и вскидывает ножку так, что туфелька летит в глубины сада. И, кстати, сад здесь изображен темным, почти угрожающим, как будто Фрагонар пытается уравновесить чрезмерную легкость флирта насупленностью природы вокруг.
Арсений Фесенко, 4.8 лет, любитель закрученных сюжетов:
Мне нравится эта картина! В ней я вижу малыша, самолет и птичку. Я вижу девочку и парня, девочка качается на качелях без туфли. Думаю, ей жарко. Когда смотрю на картинку, чувствую, что она живая, хотя тут памятник, дохлая птичка и замок, в котором люди дурачатся. Вообще мне кажется, что картина и веселая, и грустная одновременно. Пожалуй, она еще и смешная, потому что дядя в кустах сдох. У дяди красная точка на груди, он, наверное, кого-то обидел. Малыши закрыли глаза, потому что испугались большой статуи. Вообще лес страшный, вдруг там не люди, а какие-то чудища. А может и нет — девочка качается, ей хорошо. Я хочу сказать, что это интересно. И еще там дядька сдох.