• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Вызов общественной морали, независимость и смешная девочка. Чем поразила современников «Олимпия» Мане?

Написанная в 1863 году французским импрессионистом Эдуаром Мане «Олимпия» стала одним из самых скандальных полотен в истории мирового искусства. Сегодня это кажется странным — где же тут повод для негодования, и чем же почтенная публика на Парижском салоне 1865 года была столь фраппирована?

Про негодование расскажет Алина Аксенова – историк искусства, преподаватель, автор книг «История искусства. Просто о важном» и «Искусство ХХ века. События. Художники. Эксперименты». Про фрустрацию и вызов современникам — Светлана Федорова, старший преподаватель нашей Программы. Про странности на полотне — младший эксперт по деталям Тасечка Лоневская, человек с твердой жизненной позицией. Тасечка в пять лет четко знает, что ей нравится из того, что она видит, а что – нет!

Алина Аксенова, искусствовед:

Современному зрителю «Олимпия» Эдуара Мане вряд ли покажется скандальной. Кто видел «Чёрный квадрат» и акулу в формалине, не воспримет картину с обнажённым женским телом как нечто, выходящее за рамки. Однако посетители выставки французской Академии художеств 1865 года негодовали, сочтя картину не только вызовом общественной морали, но и возмутительным выпадом против официального искусства.

Как должна выглядеть картина в жанре ню

На кровати поверх белых простыней и пёстрого покрывала лежит дама, весь наряд которой –модные турецкие туфли, золотой браслет и чёрная лента на шее. Это понятные приметы востребованного в XIX веке жанра ню. Такие картины писали по строгим законам, и для соблюдения приличий обнажённую было необходимо контекстуально дистанцировать от публики, сделав обитательницей гарема в экзотической стране или античной богиней. Часто героиня показана со спины, закрывает лицо, или отводит взгляд – это делало образ стыдливым, а картину «пристойной». Ценность таких полотен – тонко выписанные детали и материалы: роскошный интерьер, дорогие ткани и, конечно, бархатистая кожа обнажённой. Художник передавал идеальную анатомию тела, очерчивая фигуру плавными линиями. Краски наносились на полотно аккуратно тончайшими слоями так, что невозможно было разглядеть ни единого следа от кисти.

Как и что написал Мане

Мане нарушил все принципы сразу. Его «Олимпия» написана не тонко, а в духе эскиза, – контуры фигур и предметов грубые и заметные, их назвали грязными, будто очерченными углём. Переходы от света к тени резкие, из-за чего картина выглядит слишком яркой и плоской. Все фактуры написаны одинаково, а любоваться нежной кожей героини вовсе невозможно. Бледное, с тенями, наложенными серой и чёрной краской, её тело было названо критиками «разлагающейся плотью, напоминающей обо всех ужасах морга».

В немногочисленных элементах обстановки угадывается интерьер дорогого борделя или меблированных комнат, завсегдатаями которых были парижские буржуа. Само название картины отсылает к популярному имени в мире куртизанок.

В тот момент, когда чернокожая служанка подносит даме большой букет цветов – вероятно, от поклонника, – та без малейшего смущения смотрит на зрителя, видя в каждом, стоящем у картины, потенциального клиента, покупателя её тела. Уверенность в себе, даже наглость, с которой она демонстрирует себя, представляясь дорогим товаром, на который есть высокий спрос, не смогли оставить зрителя XIX века равнодушным.

Как «Олимпия» повлияла на будущее искусства?

Что для застёгнутых на все пуговицы высокодуховных парижских зрителей прошлого аморально, то откровение для большого искусства. Оно осознало, что время Венер, нимф и жительниц гарема прошло, и мастерам стало куда интереснее писать реальных современников. Позднее в качестве русской «Олимпии» выступит «Незнакомка» Крамского – уверенная в себе дама полусвета, хотя и одетая.

Мане заявил, что современность, пусть не всегда красивая и возвышенная, намного интереснее мифа. Вместе с идеализацией художник отказался и от фотографического сходства с натурой. К ХХ веку эти революционные новшества станут нормой.

Светлана Федорова, старший преподаватель Программы:

До Мане известные художники изображали обнаженных женщин, но то были богини. Богиня – существо абстрактное, поэтому ее можно изображать голой. Величие лишает ее живой сексуальности и права делать со своим телом то, что она хочет. Но даже с этим объяснением нам сейчас сложно понять, почему простой обыватель испытывал возмущение, глядя на «Олимпию».

Пожалуй, вызывает эмоции то, насколько вольготно лежит девушка, нарочито демонстрируя сексуальность. Кажется, как будто в самой свободе ее взгляда на зрителя содержится вызов современникам картины.

На картине много цветов. Почему это интересно? Дело в том, что цветы имеют сексуальный символизм, и, когда мужчина дарит женщине цветок, это считывается как некая фантазия о ее лоне. Девушка закрывает гениталии рукой, но зритель спровоцирован на мысли о том, насколько много у нее желаний. Похоже, букет послан одним из поклонников, и в его грезах она может подарить ему невероятное блаженство – настолько мощную пестроту цветочных эмоций мы видим. Одновременно возникает фантазия о том, что девушка в своих желаниях абсолютно раскована, и может быть как милым пушистым белым цветком, так и страстным красным.

Диалог в картине ведется не только между красным и белым цветами. Сама картина символически разделена на две части. Возможно, чтобы показать, что Олимпия, с одной стороны, сильная и независимая, как сказали бы мы сегодня, а с другой – является слугой своих и чужих желаний и испытывает потребность в постоянных подношениях.

Помимо цветка в волосах, Мане украсил девушку браслетом и чокером, и от этого мысль о том, что Олимпия – рабыня, звучит еще настойчивее. Но кого и чего? Невольно обращаешься к стоящей рядом чернокожей девушке. Та собрана, максимально одета, волосы убраны в аккуратную прическу. При этом в ней нет ни следа напряженности. Олимпия же как будто находится во власти богатства и скована грустью.

Чокер создает аналогию между девушкой и домашней кошкой. Смотрите, художник поместил весьма эмоционально заряженную кошку в пространство картины. Невольно задаешься мыслью отражает ли эта кошка внутреннее состояние героини или же передает сообщение о ее независимости и желании гулять самой по себе.

Тасечка Лоневская, эксперт:

Вижу девочку и котенка. У девочки бантик в волосах, в руках — постелька. Еще вижу мальчика, хотя в комнате темно. Мне нравится эта картина — тут интересный котик, и девочка смешная, потому что она раздета. Странно, почему она только в туфлях?

Хотя... Вообще мне картина не нравится, потому что девочка раздета. И мальчик какой-то необычный. Только один котенок нравится.

Папа и мама, хором: «Тасечка, ты же говорила, что картина нравится?»

Тасечка: «Что??!! Когда это я говорила, что она мне нравится?»

Подать заявку на обучение